| |
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
30 апреля 1998 г. № 611-I
О гарантиях и мерах защиты прав
иностранных инвесторов
Статья 1. Цель и задачи Закона
Статья 2. Законодательство о гарантиях и мерах
защиты прав
иностранных инвесторов
Статья 3. гарантии прав иностранных инвесторов
Статья 4. Дополнительные гарантии и меры защиты,
предоставляемые
иностранным инвесторам
Статья 5. Гарантии от национализации. Условия
осуществления
реквизиций
Статья 6. Гарантии использования средств
Статья 7. Гарантии перевода средств
Статья 8. Гарантии возврата иностранных
инвестиций
в связи с прекращением инвестиционной
деятельности
Статья 9. Свободный доступ к открытой информации
Статья 10. Разрешение споров
Статья 11. Ответственность за нарушение
законодательства о
гарантиях и мерах защиты прав иностранных
инвесторов
Статья 12. Конфликтующие положения
Статья 13. Применение закона к ранее
осуществленным инвестициям
Статья 1. Цель и задачи Закона
Настоящий закон устанавливает гарантии и меры
защиты прав
иностранных инвесторов, осуществляющих
инвестиционную деятельность на
территории Республики Узбекистан.
Основными задачами настоящего закона являются:
формирование комплекса мер по гарантиям и защите
прав
иностранных инвесторов;
определение условий предоставления
дополнительных гарантий и
мер защиты для отдельных категорий иностранных
инвесторов и иностранных
инвестиций.
Статья 2. Законодательство о гарантиях и мерах
защиты прав
иностранных инвесторов
Отношения, связанные с предоставлением и
осуществлением
гарантий и мер защиты прав иностранных
инвесторов, регулируются
настоящим Законом, Законом Республики
Узбекистан "Об иностранных
инвестициях" и другими актами
законодательства.
Если международным договором Республики
Узбекистан установлены
иные правила, чем те, которые предусмотрены
законодательством о
гарантиях и мерах защиты прав иностранных
инвесторов, то применяются
правила международного договора.
Статья 3. гарантии прав иностранных инвесторов
Государство гарантирует и защищает права
иностранных
инвесторов, осуществляющих инвестиционную
деятельность на территории
Республики Узбекистан.
Не допускается дискриминация в отношении
иностранных инвесторов
в связи с их гражданством, местом жительства,
вероисповеданием, местом
проведения экономической деятельности, а также в
зависимости от страны
происхождения инвесторов или инвестиций с
учетом обеспечения реализации
международных договоров Республики Узбекистан.
Акты законодательства, в том числе ведомственные
нормативные
акты, не имеют обратной силы в случаях, если их
исполнение наносит
ущерб иностранному инвестору или иностранным
инвестициям.
В случае, если последующее законодательство
Республики
Узбекистан ухудшает условия инвестирования, то к
иностранным
инвестициям в течение десяти лет с момента
инвестирования применяется
законодательство, действовавшее на дату
инвестирования. Иностранный
инвестор имеет право по своему усмотрению
применять те положения нового
законодательства, которые улучшают условия его
инвестирования.
Все договоры по иностранным инвестициям, прежде
всего частным,
в части обеспечения безусловных гарантий их
выполнения находятся под
контролем соответствующих органов,
уполномоченных правительством
Республики Узбекистан.
Органы государственного управления и органы
государственной
власти на местах не вправе вмешиваться в
хозяйственную деятельность
иностранных инвесторов, осуществляемую в
соответствии с
законодательством Республики Узбекистан.
В случае, если при использовании своих законных
полномочий
органы государственного управления и органы
государственной власти на
местах обнаружат нарушения иностранным
инвестором законодательства, они
могут принять только те меры, на которые они
уполномочены и которые
прямо связаны с устранением конкретного
нарушения. Органы
государственного управления или органы
государственной власти на местах
не могут использовать факт наличия нарушения в
качестве основания для
вмешательства или ограничения иной законной
деятельности иностранного
инвестора.
Данная статья не распространяется на принятие,
дополнение либо
отмену актов законодательства, которые
непосредственно связаны с
обеспечением защиты интересов национальной
безопасности Республики
Узбекистан, определяемых в соответствии с
общепринятыми принципами
международного права.
Статья 4. Дополнительные гарантии и меры защиты,
предоставляемые иностранным инвесторам
Законодательством, наряду с общими гарантиями и
мерами защиты
иностранных инвесторов, могут быть
предоставлены дополнительные
гарантии и меры защиты, в том числе
обеспечивающие безусловное
выполнение партнерами своих обязательств перед
иностранными
инвесторами.
Дополнительные гарантии и меры защиты могут
предоставляться
иностранным инвесторам в каждом конкретном
случае при инвестировании:
в приоритетные отрасли, обеспечивающие
устойчивый экономический
рост, прогрессивные структурные изменения
экономики страны;
в приоритетные проекты, обеспечивающие
укрепление и расширение
экспортного потенциала республики, ее
интеграцию в мирохозяйственные
связи;
в проекты в сфере малого и среднего
предпринимательства,
реализация которых направлена на переработку
сырья и материалов,
производство потребительских товаров и услуг,
обеспечение занятости
населения.
Дополнительные гарантии и меры защиты
иностранным инвесторам
могут включать предоставление гарантии
Правительства Республики
Узбекистан, оказание содействия в
финансировании инвестиционных
проектов, создание специального налогового и
платежного режима,
осуществление государственного мониторинга
реализации проектов и иные
меры в соответствии с законодательством.
Дополнительные гарантии и меры защиты
предоставляются
иностранным инвесторам специальными решениями
Правительства, в которых,
в частности, предусматриваются условия и порядок
вложения,
использования и обеспечения окупаемости
иностранных инвестиций.
Статья 5. Гарантии от национализации.
Условия осуществления реквизиций
Иностранные инвестиции и иные активы
иностранных инвесторов
Республики Узбекистан не подлежат
национализации.
Иностранные инвестиции и иные активы
иностранных инвесторов не
подлежат реквизиции, за исключением случаев
стихийных бедствий, аварий,
эпидемий, эпизоотий.
Решение о реквизиции принимается Кабинетом
Министров Республики
Узбекистан при соблюдении требований, по которым
реквизиция:
ограничивается минимальным размером инвестиций
или иных
активов, необходимых для решения задач,
вытекающих из указанных
случаев;
осуществляется не на дискриминационной основе и
в установленном
законодательством порядке;
сопровождается выплатой компенсации, адекватной
причиненному
убытку. Государство выступает гарантом
своевременного осуществления
указанных компенсационных выплат.
Иностранный инвестор вправе оспаривать в
судебном и
арбитражном порядке, в частности:
законность цели, используемой для осуществления
реквизиции;
размер реквизиций;
оценку реквизируемых инвестиций и иных активов;
соответствие выплаты компенсации, подлежащей
уплате;
процедуру, которую соблюдали органы
государственного
управления и органы государственной власти на
местах при осуществлении
реквизиций.
Статья 6. Гарантии использования средств
Доходы иностранного инвестора, полученные в
Республике
Узбекистан, могут быть реинвестированы на
территории Республики
Узбекистан или использованы любым иным способом
по усмотрению
иностранного инвестора.
Предприятия с иностранными инвестициями в
соответствии с
законодательством имеют право:
открывать, использовать и распоряжаться счетами
в любой валюте,
в любом банке на территории Республики
Узбекистан, а также за ее
пределами;
получать и возвращать ссуды в иностранной
валюте.
Ограничение использования либо принудительное
снятие средств со
счетов предприятия с иностранными инвестициями
со стороны органов
государственного управления и органов
государственной власти на местах
может быть осуществлено исключительно в порядке,
установленном законом.
Статья 7. Гарантии перевода средств
Иностранным инвесторам гарантируется свободный
перевод денежных
средств в иностранной валюте в Республику
Узбекистан и из нее без
каких-либо ограничений при условии уплаты ими
налогов и других
обязательных платежей в порядке, установленном
законодательством
Республики Узбекистан. Такие переводы включают в
себя:
первоначальные и дополнительные суммы для
поддержания либо
увеличения иностранных инвестиций;
доход от осуществления инвестиций;
средства, полученные в качестве возмещения за
причиненные
убытки в соответствии с настоящим Законом;
платежи, осуществленные в порядке исполнения
договоров;
выручку от продажи всех или части иностранных
инвестиций;
платежи, возникающие вследствие урегулирования
спора, включая
любое судебное или арбитражное решение;
заработную плату и другие выплаты работникам;
средства из других источников, полученные в
соответствии с
законодательством.
В соответствии с нормами международного права
государство может
приостановить репатриацию средств иностранного
инвестора на условиях
недискриминационного применения актов
законодательства в случаях
неплатежеспособности и банкротства предприятия
с иностранными
инвестициями или защиты прав кредиторов,
уголовных деяний или
административных правонарушений, совершенных
иностранным инвестором
- физическим лицом, либо иной необходимости
приостановления такой
репатриации в соответствии с судебным или
арбитражным решением.
Статья 8. Гарантии возврата иностранных
инвестиций
в связи с прекращением инвестиционной
деятельности
Иностранный инвестор имеет право на прекращение
инвестиционной
деятельности в Республике Узбекистан в порядке,
установленном
законодательством.
После прекращения инвестиционной деятельности
иностранный
инвестор имеет право на свободную репатриацию в
денежной либо
натуральной форме своих активов, полученных в
результате прекращения
инвестиционной деятельности, без ущерба для
выполнения обязательств
иностранного инвестора в отношении Республики
Узбекистан либо других
кредиторов.
Статья 9. Свободный доступ к открытой информации
Акты законодательства, в том числе ведомственные
нормативные
акты, а также судебные решения, затрагивающие
каким-либо образом
интересы иностранных инвесторов, должны быть им
доступны, а в случаях,
прямо предусмотренных законодательством
Республики Узбекистан, -
опубликованы.
Органы государственного управления и органы
государственной
власти на местах обязаны предоставлять по
запросам иностранных
инвесторов интересующую их информацию в порядке,
предусмотренном
законодательством.
Статья 10. Разрешение споров
Спор, прямо или косвенно связанный с
иностранными инвестициями
(инвестиционный спор), может разрешаться по
соглашению сторон
посредством консультаций между ними. Если
стороны окажутся не в
состоянии достичь согласованного разрешения,
такой спор должен
разрешаться хозяйственным судом Республики
Узбекистан либо посредством
арбитража в соответствии с правилами и
процедурами международных
договоров (соглашений и конвенций) по разрешению
инвестиционных споров,
к которым присоединилась Республика Узбекистан.
Стороны, вовлеченные в инвестиционный спор, по
взаимной
договоренности могут определить орган,
рассматривающий такой
спор, а также страну осуществления арбитражного
судопроизводства по
инвестиционному спору.
Споры иностранных инвесторов, не связанные с их
инвестиционной
деятельностью на территории Республики
Узбекистан, разрешаются в
соответствии с законодательством Республики
Узбекистан, за исключением
случаев, когда договором предусмотрен иной
порядок разрешения споров в
соответствии с нормами международного права.
Статья 11. Ответственность за нарушение
законодательства
о гарантиях и мерах защиты прав иностранных
инвесторов
В случае нарушения законодательства о гарантиях
и мерах защиты
прав иностранных инвесторов иностранный
инвестор имеет право на
получение в судебном порядке адекватного
возмещения за причиненные
убытки.
В случае принятия органами государственного
управления или
органами государственной власти на местах
нормативных актов, ущемляющих
права иностранных инвесторов, а также в случаях
незаконного их
вмешательства в хозяйственную деятельность
иностранных инвесторов,
причиненные убытки возмещаются этими органами в
судебном порядке.
Должностные лица органов государственного
управления или
органов государственной власти на местах,
нарушившие законодательство о
гарантиях и мерах защиты прав иностранных
инвесторов, несут
ответственность в установленном порядке.
Статья 12. Конфликтующие положения
В случае какого-либо несоответствия между
положениями
настоящего закона и другими актами
законодательства или международными
договорами Республики Узбекистан
преимущественную силу имеют положения,
наиболее благоприятные для иностранных
инвесторов.
Статья 13. Применение закона
к ранее осуществленным инвестициям
Настоящий закон применяется к иностранным
инвестициям,
осуществленным в Республике Узбекистан до
вступления настоящего закона
в силу, только в части его большего
благоприятствования иностранному
инвестору.
Президент
Республики Узбекистан И. Каримов
Статья 1. Цель и задачи Закона
Статья 2. Законодательство о гарантиях и мерах
защиты прав
иностранных инвесторов
Статья 3. гарантии прав иностранных инвесторов
Статья 4. Дополнительные гарантии и меры защиты,
предоставляемые
иностранным инвесторам
Статья 5. Гарантии от национализации. Условия
осуществления
реквизиций
Статья 6. Гарантии использования средств
Статья 7. Гарантии перевода средств
Статья 8. Гарантии возврата иностранных
инвестиций
в связи с прекращением инвестиционной
деятельности
Статья 9. Свободный доступ к открытой информации
Статья 10. Разрешение споров
Статья 11. Ответственность за нарушение
законодательства о
гарантиях и мерах защиты прав иностранных
инвесторов
Статья 12. Конфликтующие положения
Статья 13. Применение закона к ранее
осуществленным инвестициям
|