О гарантиях свободы предпринимательской деятельности 

В начало     Меню    Конституция   Кодексы    Законы   Указы    Постановления

  О договорно-правовой базе хозяйствующих субъектов ] О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов ] О сертификации продукции и услуг ] О лизинге ] О залоге ] О товарных знаках и знаках обслуживания ] Об аренде ] О приватизации государственного жилищного фонда ] О разгосударствлении и приватизации ] [ О гарантиях свободы предпринимательской деятельности ] О лицензировании отдельнных видов деятельности ] О естественных монополиях ] О банкротстве ] О санации сельскохозяйственных предприятий ] О конкуренции и ограничения монополистической деятельности ] О кооперации ] Об инвестицилнной деятельности ] О гарантиях и защите прав иностранных инвесторов ] Об иностранных инвестициях ] О концессиях ] Об аудиторской деятельности ]

 

 

ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

25 мая 2000 г. 69-II

О гарантиях свободы предпринимательской деятельности

I. Общие положения (статьи 1-10)
II. Основы осуществления предпринимательской деятельности
(статьи 11-17)
III. Гарантии прав субъектов предпринимательской деятельности
(статьи 18-34)
IV. Защита прав субъектов предпринимательской деятельности
(статьи 35-40)
V. Государственная поддержка предпринимательской деятельности
(статьи 41-47)
VI. Заключительные положения (стаьи 48-51)

Постановление Олий Мажлиса Республики Узбекистан N 70-II от
25.05.2000 г. "О введении в действие Закона Республики Узбекистан
"О гарантиях свободы предпринимательской деятельности"

I. Общие положения

Статья 1. Основные задачи Закона
Статья 2. Законодательство о гарантиях свободы
предпринимательской деятельности
Статья 3. Понятие предпринимательской деятельности
Статья 4. Субъекты предпринимательской деятельности
Статья 5. Субъекты малого и среднего предпринимательства
Статья 6. Индивидуальное предпринимательство
Статья 7. Совместная предпринимательская деятельность физических
лиц без образования юридического лица
Статья 8. Права субъектов предпринимательской деятельности
Статья 9. Обязанности субъектов предпринимательской деятельности
Статья 10. Объединения субъектов предпринимательской деятельности

Статья 1. Основные задачи Закона

Основными задачами настоящего Закона являются создание гарантий
и условий для свободного участия и заинтересованности граждан в
предпринимательской деятельности, повышение их деловой активности, а
также защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской
деятельности.

Статья 2. Законодательство о гарантиях свободы
предпринимательской деятельности

Законодательство о гарантиях свободы предпринимательской
деятельности состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
К некоммерческим организациям настоящий Закон применяется в той
части их деятельности, которая по своему характеру является
предпринимательской.
Отношения, связанные с гарантиями свободы предпринимательской
деятельности в Республике Каракалпакстан, регулируются также
законодательством Республики Каракалпакстан.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены
иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики
Узбекистан о гарантиях свободы предпринимательской деятельности, то
применяются правила международного договора.

Статья 3. Понятие предпринимательской деятельности

Предпринимательская деятельность (предпринимательство) -
инициативная деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской
деятельности в соответствии с законодательством, направленная на
получение дохода (прибыли) на свой риск и под свою имущественную
ответственность.

Статья 4. Субъекты предпринимательской деятельности

Субъектами предпринимательской деятельности (субъектами
предпринимательства) являются юридические и физические лица,
зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие
предпринимательскую деятельность.
Органы государственной власти и управления (за исключением
случаев, предусмотренных законодательством), их должностные лица, а
также другие лица, которым законодательством запрещено заниматься
предпринимательской деятельностью, не могут быть субъектами
предпринимательской деятельности.

Статья 5. Субъекты малого и среднего предпринимательства

Субъектами малого предпринимательства являются:
индивидуальные предприниматели;
микрофирмы со среднегодовой численностью работников, занятых в
производственных отраслях, не более десяти человек; в сфере торговли,
услуг и других отраслях непроизводственной сферы - не более пяти
человек;
малые предприятия со среднегодовой численностью работников,
занятых в сфере промышленности, не более сорока человек; строительстве,
сельском хозяйстве и других производственных отраслях - не более
двадцати человек; науке, научном обслуживании, розничной торговле и
других отраслях непроизводственной сферы - не более десяти человек.
Субъектами среднего предпринимательства являются средние
предприятия со среднегодовой численностью работников, свыше
установленных для малых предприятий, но не превышающих в
промышленности - ста человек, строительстве - пятидесяти человек,
сельском хозяйстве, других производственных отраслях, оптовой торговле,
общественном питании - тридцати человек, в розничной торговле, сфере
услуг и других непроизводственных отраслях - двадцати человек.
Среднегодовая численность субъектов малого и среднего
предпринимательства определяется в порядке, установленном
законодательством
Юридические и физические лица, осуществляющие несколько видов
деятельности (многопрофильные), относятся к субъектам малого и среднего
предпринимательства по критериям того вида деятельности, доля которого
является наибольшей в годовом объеме оборота.

Статья 6. Индивидуальное предпринимательство

Индивидуальное предпринимательство - осуществление физическим
лицом предпринимательской деятельности без образования юридического
лица (индивидуальный предприниматель).
Индивидуальное предпринимательство осуществляется индивидуальным
предпринимателем самостоятельно, без права найма работников, на базе
имущества, принадлежащего ему на праве собственности, а также в силу
иного вещного права, допускающего владение и (или) пользование
имуществом.
В случаях, когда для осуществления индивидуального
предпринимательства один из супругов использует общее совместное
имущество супругов, требуется согласие другого супруга (супруги), если
иное не предусмотрено законодательными актами, брачным договором либо
иным соглашением между супругами.

Статья 7. Совместная предпринимательская деятельность
физических лиц без образования юридического лица

Физические лица могут осуществлять совместную
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица
в следующих формах:
семейного предпринимательства, осуществляемого супругами на базе
их общего имущества;
простого товарищества;
дехканского хозяйства без образования юридического лица.
При осуществлении семейного предпринимательства на базе
имущества супругов, принадлежащего им на правах общей совместной
собственности, в деловом обороте от имени супругов выступает один из
супругов с согласия другого супруга (супруги), которое должно быть
подтверждено при регистрации индивидуального предпринимателя.
При осуществлении семейного предпринимательства, связанного с
использованием жилого помещения в качестве объекта предпринимательской
деятельности, вступление в деловой оборот одного из собственников жилого
помещения производится при наличии нотариально удостоверенного согласия
совершеннолетних членов семьи.
Физические лица могут быть сторонами договора простого
товарищества, заключаемого для осуществления совместной
предпринимательской деятельности, только после их государственной
регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей.
Отношения, связанные с созданием, деятельностью и прекращением
деятельности дехканского хозяйства и простого товарищества,
регулируются законодательством.

Статья 8. Права субъектов предпринимательской деятельности

Субъекты предпринимательской деятельности вправе:
владеть, пользоваться и распоряжаться в соответствии с
законодательством принадлежащим им имуществом;
самостоятельно формировать производственную программу, выбирать
поставщиков и потребителей своей продукции (работ, услуг);
получать доход (прибыль) от предпринимательства в неограниченном
размере, за исключением субъектов предпринимательской деятельности,
занимающих доминирующее положение на рынке товаров (работ, услуг), и
распоряжаться им по своему усмотрению;
реализовывать свою продукцию (работы, услуги), отходы
производства по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно, исходя
из конъюнктуры рынка или на договорной основе, за исключением случаев,
предусмотренных законодательством;
приобретать и (или) получать в аренду здания, сооружения,
оборудование и иное имущество, в том числе путем лизинга;
осуществлять в установленном порядке внешнеэкономическую
деятельность.
Субъекты предпринимательской деятельности могут иметь и иные
права в соответствии с законодательством.

Статья 9. Обязанности субъектов предпринимательской
деятельности

Субъекты предпринимательской деятельности обязаны:
выполнять обязательства, вытекающие из заключенных ими
договоров;
своевременно производить расчеты с работниками, привлеченными по
найму;
соблюдать требования безопасности, экологии, санитарии, гигиены
и охраны труда;
иметь сертификаты на реализуемые товары в соответствии с
законодательством;
своевременно информировать соответствующие государственные
органы об изменении почтового адреса и иных реквизитов;
вести бухгалтерский, оперативный и статистический учет в
соответствии с требованиями законодательства;
в установленном порядке и сроки представлять в соответствующие
органы отчетность о своей деятельности.
Субъекты предпринимательской деятельности могут нести и иные
обязанности в соответствии с законодательством.

Статья 10. Объединения субъектов предпринимательской
деятельности

Субъекты предпринимательства в целях защиты своих прав и
интересов могут объединяться в ассоциации (союзы) и иные объединения в
соответствии с законом.
Отношения, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией
и ликвидацией объединений субъектов предпринимательской деятельности,
регулируются законодательством.

II. Основы осуществления
предпринимательской деятельности

Статья 11. Государственная регистрация субъектов
предпринимательской деятельности
Статья 12. Особенности государственной регистрации индивидуального
предпринимателя
Статья 13. Лицензирование отдельных видов предпринимательской
деятельности
Статья 14. Имущественная основа предпринимательской деятельности
Статья 15. Кредитование и страхование субъектов
предпринимательской деятельности
Статья 16. Налогообложение субъектов предпринимательской
деятельности
Статья 17. Учет и отчетность

Статья 11. Государственная регистрация субъектов
предпринимательской деятельности

Государственная регистрация субъектов предпринимательской
деятельности осуществляется соответствующим государственным органом в
порядке и в сроки, установленные законодательством. Государственная
регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется с учетом
особенностей, предусмотренных статьей 12 настоящего Закона.
Регистрирующие органы не вправе отказать заявителю в
государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской
деятельности по мотивам нецелесообразности их создания или устанавливать
дополнительные требования, не предусмотренные законодательством.
Отказ в государственной регистрации заявителя в качестве
субъекта предпринимательской деятельности, а также нарушение сроков
регистрации могут быть обжалованы в суд. В случае признания судом
решения регистрирующего органа, а также действия (бездействия) его
должностных лиц незаконными, последние возмещают заявителю убытки и
компенсируют моральный вред, причиненные отказом в регистрации или
нарушением срока регистрации.

Статья 12. Особенности государственной регистрации
индивидуального предпринимателя

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя
должна быть произведена не позднее чем в трехдневный срок с момента
подачи заявления физическим лицом. Физическому лицу выдается
свидетельство о государственной регистрации индивидуального
предпринимателя на срок, указанный в его заявлении, после представления
им документа об уплате регистрационного сбора. Регистрационный сбор
уплачивается через учреждения банка либо иные кредитные организации,
принимающие платежи от населения.
Предельный размер ставки регистрационного сбора устанавливается
Кабинетом Министров Республики Узбекистан. Размеры регистрационного
сбора и предоставление льгот по его уплате определяются органами
государственной власти на местах.
В случае отказа в государственной регистрации орган, принявший
такое решение, в течение трех дней в письменной форме обязан уведомить
об этом физическое лицо.
Индивидуальный предприниматель после государственной регистрации
обязан встать на учет в налоговых органах и органах Пенсионного фонда
при Министерстве социального обеспечения Республики Узбекистан в
порядке, установленном законодательством. Основанием для постановки на
учет является копия свидетельства о регистрации.

Статья 13. Лицензирование отдельных видов
предпринимательской деятельности

Виды предпринимательской деятельности, подлежащие
лицензированию, определяются законодательными актами.
Порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской
деятельности, за исключением случаев, предусмотренных законом,
устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 14. Имущественная основа предпринимательской
деятельности

Предпринимательская деятельность может осуществляться на основе
собственного имущества субъектов предпринимательства и (или)
привлеченного имущества.
Имущество, в том числе имущественные права, на основе и
посредством которых субъекты предпринимательства осуществляют
предпринимательскую деятельность, может быть объектом купли-продажи,
залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением
и прекращением прав, в порядке, предусмотренном законодательством.

Статья 15. Кредитование и страхование субъектов
предпринимательской деятельности

Кредитование субъектов предпринимательской деятельности
осуществляется в порядке, установленном законодательством.
При выдаче кредитов субъекту предпринимательской деятельности
гарантами могут являться учреждения банков, иные кредитные или страховые
организации. Поручителями могут выступать платежеспособные юридические и
физические лица, а также органы самоуправления граждан в порядке,
установленном законодательством.
В качестве обеспечения обязательств по кредитным договорам
субъект предпринимательской деятельности может использовать свое
имущество, в том числе вещи и имущественные права, а также страховой
полис о страховании риска непогашения им полученного кредита.
Субъекты предпринимательства в случаях, предусмотренных
законодательством, имеют право на льготное кредитование.
Страхование субъектов предпринимательской деятельности
осуществляется страховыми организациями в порядке, установленном
законодательством.

Статья 16. Налогообложение субъектов предпринимательской
деятельности

Порядок налогообложения субъектов предпринимательской
деятельности устанавливается законодательством.
В случае, если в налоговое законодательство внесены изменения,
создающие менее благоприятные условия для субъектов малого и частного
предпринимательства, то с них в течение последующих двух лет взимаются
налоги в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в
силу таких изменений.
Для микрофирм и малых предприятий может применяться упрощенная
система налогообложения, предусматривающая уплату единого налога.
Микрофирмы и малые предприятия, производящие подакцизную продукцию,
могут переходить на упрощенную систему налогообложения при условии
уплаты акцизного налога в порядке, установленном Налоговым кодексом
Республики Узбекистан. Право выбора системы налогообложения
предоставляется микрофирмам и малым предприятиям.
Предприятия торговли и общественного питания взамен уплаты
налога на доходы (прибыль), налога на добавленную стоимость,
экологического налога, налога за пользование водными ресурсами, налога
за пользование недрами, земельного налога, налога на развитие
социальной инфраструктуры, иных местных налогов и сборов (за
исключением налога на имущество) уплачивают в бюджет налог на валовой
доход.
Сельскохозяйственные товаропроизводители взамен уплаты
совокупности всех действующих общегосударственных и местных налогов и
сборов, за исключением акцизного налога на алкогольную продукцию,
уплачивают единый земельный налог.
Порядок уплаты и ставки единого налога, налога на валовой
доход, единого земельного налога устанавливается Кабинетом Министров
Республики Узбекистан.

Статья 17. Учет и отчетность

Субъекты предпринимательской деятельности ведут учет и
отчетность в соответствии с законодательством.
Субъекты малого и среднего предпринимательства представляют
отчетность только в органы государственной статистики налоговые органы
по установленным формам.
Органам государственного управления и органам государственной
власти на местах запрещается устанавливать для объектов
предпринимательства дополнительные виды отчетности, не предусмотренные
законодательством.

III. Гарантии прав субъектов
предпринимательской деятельности

Статья 18. Конституционные гарантии свободы предпринимательской
деятельности
Статья 19. Гарантии свободы осуществления субъектами
предпринимательства любой деятельности, не запрещенной
законодательством
Статья 20. Гарантии свободы распоряжения субъектами
предпринимательства собственной продукцией (работами,
услугами) и доходами (прибылью)
Статья 21. Гарантии распоряжения денежными средствами
Статья 22. Гарантии свободы внешнеэкономической деятельности
субъектов предпринимательской деятельности
Статья 23. Гарантии права собственности и других вещных прав
субъектов предпринимательской деятельности
Статья 24. Гарантии права пользования фермерскими хозяйствами
земельными участками
Статья 25. Гарантии права пользования дехканскими хозяйствами
земельными участками
Статья 26. Гарантии права осуществления индивидуального
предпринимательства под своим именем
Статья 27. Гарантии свободного доступа субъектов
предпринимательства на рынки сырья, товаров и услуг
Статья 28. Гарантии свободного доступа фермерских и дехканских
хозяйств к материально-техническим ресурсам, посевным
материалам, саженцам и племенному скоту
Статья 29. Гарантии осуществления водопользования фермерскими и
дехканскими хозяйствами
Статья 30. Гарантии доступа к кредитным ресурсам
Статья 31. Гарантии доступности информации
Статья 32. Гарантии от национализации, конфискации и реквизиции
Статья 33. Гарантии использования фирменного наименования,
товарного знака (знака обслуживания)
Статья 34. Гарантии невмешательства в предпринимательскую
деятельность

Статья 18. Конституционные гарантии свободы
предпринимательской деятельности

Государство гарантирует свободу экономической деятельности,
предпринимательства, равноправие и правовую защиту всех форм
собственности.
Частная собственность наряду с другими формами собственности
неприкосновенна и защищается государством.
Собственник по своему усмотрению владеет, пользуется и
распоряжается принадлежащим ему имуществом.
Предпринимателям гарантируется судебная защита их прав свобод,
право обжалования в суд незаконных решений государственных органов,
общественных объединений, действий бездействие) их должностных лиц.

Статья 19. Гарантии свободы осуществления субъектами
предпринимательства любой деятельности, не
запрещенной законодательством

Учредители субъектов предпринимательской деятельности -
юридических лиц вправе в учредительных документах переселять лишь
основные виды деятельности. Субъекты предпринимательской деятельности
могут заниматься в установленном законодательством порядке любым не
запрещенным законодательством и не указанным в учредительных документах
видом деятельности.

Статья 20. Гарантии свободы распоряжения субъектами
предпринимательства собственной продукцией
(работами, услугами) и доходами (прибылью)

Субъекты предпринимательской деятельности являются
собственниками производимой ими продукции (работ, услуг) и полученных
от ее реализации доходов (прибыли).
Доход (прибыль) субъектов предпринимательской деятельности,
остающийся после покрытия всех производственных издержек, уплаты
налогов, сборов и других обязательных платежей используется по их
усмотрению за исключением случаев принудительного взыскания в судебном
порядке.

Статья 21. Гарантии распоряжения денежными средствами

Субъекты предпринимательской деятельности самостоятельно
распоряжаются своими денежными средствами.
Учреждения банка не вправе определять и контролировать
направления использования денежных средств субъектов предпринимательской
деятельности и устанавливать другие, не предусмотренные законом или
договором банковского счета, ограничения их прав распоряжаться денежными
средствами по своему усмотрению.
Средства субъектов предпринимательской деятельности, находящиеся
на счетах в обслуживающих их учреждениях банков, могут быть получены в
виде наличных денег в порядке, установленном законодательством.

Статья 22. Гарантии свободы внешнеэкономической
деятельности субъектов предпринимательской
деятельности.

Субъекты предпринимательской деятельности самостоятельно
осуществляют внешнеэкономическую деятельность в соответствии с
законодательством.
Государственная регистрация субъектов предпринимательской
деятельности является основанием для открытия валютных счетов и
осуществления внешнеэкономической деятельности без их дополнительной
регистрации в качестве участников внешнеэкономической деятельности.

Статья 23. Гарантии права собственности и других вещных
прав субъектов предпринимательской деятельности

Собственность субъектов предпринимательской деятельности
неприкосновенна и охраняется законом.
Собственник имущества вправе совершать в отношении своего
имущества любые действия, не противоречащие закону.
Не допускаются изъятие собственности, прекращение других вещных
прав субъекта предпринимательской деятельности, а также их ограничение,
за исключением случаев, предусмотренных законом.
Вещные права субъектов предпринимательской деятельности
защищаются в порядке, предусмотренном законодательными актами.

Статья 24. Гарантии права пользования фермерскими
хозяйствами земельными участками

Для ведения фермерского хозяйства гражданам предоставляются
земельные участки в аренду на срок до пятидесяти лет, но не менее чем на
десять лет.
Изъятие земельного участка либо его части допускается только в
случаях и порядке, предусмотренных земельным законодательством.
Договор аренды земельного участка может быть изменен или
расторгнут по соглашению сторон, а при недостижении согласия сторон -
судом.
В случае ликвидации фермерского хозяйства договор аренды
земельного участка, предоставленного для его ведения, подлежит
расторжению в порядке, установленном законом.

Статья 25. Гарантии права пользования дехканскими
хозяйствами земельными участками

Права и обязанности дехканского хозяйства в области
землевладения и землепользования определяются законодательством.
Приусадебный земельный участок, предоставленный дехканскому
хозяйству, разделу не подлежит.
Размеры приусадебного земельного участка и его границы могут
быть изменены только с согласия главы дехканского хозяйства.
Изъятие земельного участка дехканского хозяйства допускается в
случаях, предусмотренных законом, только после предоставления другого
равноценного земельного участка с возмещением стоимости сносимых зданий
и сооружений либо их переносом или строительством других зданий и
сооружений в порядке, установленном законодательством.

Статья 26. Гарантии права осуществления индивидуального
предпринимательства под своим именем

Индивидуальный предприниматель занимается предпринимательской
деятельностью, приобретает и осуществляет права и обязанности под своим
именем.
Физическое лицо при совершении сделок, связанных с его
предпринимательской деятельностью, должно указывать, что оно действует в
качестве индивидуального предпринимателя, если это с очевидностью не
вытекает из самой обстановки совершения сделок. Отсутствие такого
указания не освобождает индивидуального предпринимателя от
ответственности, которую он несет по своим обязательствам.
При осуществлении своей деятельности индивидуальный
предприниматель вправе использовать персональные бланки деловой
документации, печать, штампы, тексты которых должны свидетельствовать о
том, что данное лицо является индивидуальным предпринимателем.

Статья 27. Гарантии свободного доступа субъектов
предпринимательства на рынки сырья,
товаров и услуг

Субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм
собственности и форм хозяйствования имеют равные возможности по
свободному доступу на рынки сырья, товаров и услуг, а также участию в
поставке отдельных видов товаров, выполнению работ и оказанию услуг для
государственных нужд. Не допускаются какие-либо ограничения по доступу
субъектов предпринимательской деятельности на рынки сырья, товаров и
услуг со стороны органов государственного управления, органов
государственной власти на местах, а также их должностных лиц.
Кабинетом Министров Республики Узбекистан могут быть установлены
особые условия доступа субъектов предпринимательской деятельности на
рынки сырья, отдельных товаров и услуг.

Статья 28. Гарантии свободного доступа фермерских
и дехканских хозяйств к материально-техническим
ресурсам, посевным материалам, саженцам и племенному
скоту

Фермерские и дехканские хозяйства имеют равные права с другими
субъектами хозяйствования по свободному доступу на рынки материально-
технических ресурсов, включая горюче-смазочные материалы, комбикорма,
органические и минеральные удобрения.
Органы государственного управления, органы государственной
власти на местах, органы самоуправления граждан, сельскохозяйственные
кооперативы (ширкаты) создают условия по обеспечению потребности
фермерских и дехканских хозяйств в посевных материалах, саженцах,
средствах защиты сельскохозяйственных культур от вредителей и
болезней, племенном скоте.

Статья 29. Гарантии осуществления водопользования
фермерскими и дехканскими хозяйствами

Фермерские и дехканские хозяйства осуществляют водопользование
на равных правах с другими сельскохозяйственными предприятиями на
основе ежегодных лимитов, установленных органами сельского и водного
хозяйства.
Лимиты водопотребления, за исключением понижения водности водных
объектов, могут быть изменены только с согласия фермерского, дехканского
хозяйства.
Ограничение права водопользования фермерских и дехканских
хозяйств со стороны органов государственного управления и органов
государственной власти на местах допускается только в случаях,
установленных законом.

Статья 30. Гарантии доступа к кредитным ресурсам

Субъекты предпринимательской деятельности имеют равные права
доступа к кредитным ресурсам в соответствии с законодательством.
Государством Могут определяться льготные процентные ставки за
пользование кредитами, выделяемыми из средств внебюджетных фондов на
развитие приоритетных направлений предпринимательской деятельности.
Государством может создавать благоприятные условия коммерческим
банкам, осуществляющим льготное кредитование субъектов
предпринимательской деятельности.

Статья 31. Гарантии доступности информации

Государственные органы, их должностные лица обязаны обеспечивать
субъектам предпринимательской деятельности возможность ознакомления с
актами законодательства, документами, решениями и иными материалами,
затрагивающими их права и законные интересы. Доступ к информации
обеспечивается путем опубликования и распространения актов
законодательства и соответствующих материалов.
Информация, затрагивающая права и законные интересы субъектов
предпринимательства, предоставляется бесплатно. За предоставление иной
информации может взиматься плата по соглашению сторон.
Органы государственной статистики обеспечивают регулярное
опубликование общедоступной статистической информации.

Статья 32. Гарантии от национализации, конфискации
и реквизиции

Имущество субъектов предпринимательской деятельности не подлежит
национализации и конфискации, за исключением случаев, предусмотренных
законом.
Имущество субъектов предпринимательской деятельности не подлежит
реквизиции, за исключением случаев стихийных бедствий, аварий, эпидемий,
эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, с
выплатой собственнику стоимости реквизируемого имущества. Решение о
реквизиции принимается органами государственной власти в порядке и на
условиях, установленных законодательством.
Субъекты предпринимательской деятельности вправе обжаловать в
судебном порядке решение о национализации, конфискации и реквизиции.

Статья 33. Гарантии использования фирменного наименования,
товарного знака (знака обслуживания)

Субъект предпринимательской деятельности - юридическое лицо
имеет право на фирменное наименование, которое определяется при
утверждении устава и подлежит регистрации путем включения в
государственный реестр.
Не может быть зарегистрировано фирменное наименование субъектов
предпринимательской деятельности, похожее на уже зарегистрированное
настолько, что это может привести к отождествлению соответствующих
субъектов предпринимательства.
Право на использование товарного знака (знака обслуживания)
предоставляется на основании его регистрации.
Владельцу фирменного наименования, товарного знака (знака
обслуживания) принадлежит исключительное право на использование,
внесение изменений и дополнений в них.
При издании, публичном исполнении или ином использовании
фирменного наименования, товарного знака (знака обслуживания) внесение
каких бы то ни было изменений как в само фирменное наименование,
товарный знак (знак обслуживания), так и в их обозначение допускается
только с согласия их владельца.
Право на неприкосновенность фирменного наименования, товарного
знака (знака обслуживания) принадлежит владельцу фирменного
наименования, товарного знака (знака обслуживания).

Статья 34. Гарантии невмешательства в предпринимательскую
деятельность

Государственные органы и их должностные лица не вправе
вмешиваться в деятельность субъектов предпринимательской деятельности,
осуществляемую в соответствии с законодательством.
Государственные органы и их должностные лица не могут
использовать факт наличия нарушения в качестве основания для
вмешательства или ограничения иной законной деятельности субъектов
предпринимательской деятельности.
Органы государственной власти на местах и сельскохозяйственные
кооперативы (ширкаты) не вправе вмешиваться в предпринимательскую
деятельность дехканских и фермерских хозяйств, в том числе в выборе ими
агротехнических приемов, ассортимента производимой продукции,
определения ее цены и направления реализации, за исключением закупок,
предназначенных для государственных нужд.

IV. Защита прав субъектов
предпринимательской деятельности

Статья 35. Защита деловой репутации субъекта предпринимательской
деятельности
Статья 36. Защита результатов интеллектуальной деятельности
Статья 37. Защита коммерческой тайны и нераскрытой информации
субъектов предпринимательской деятельности
Статья 38. Возмещение вреда, причиненного субъекту
предпринимательской деятельности
Статья 39. Ограничение проверок деятельности субъектов
предпринимательства
Статья 40. Требования к должностным лицам, осуществляющим проверки

Статья 35. Защита деловой репутации субъекта
предпринимательской деятельности

Субъект предпринимательской деятельности вправе требовать в
судебном порядке опровержения порочащих его деловую репутацию сведений.
Если сведения, порочащие деловую репутацию субъекта
предпринимательской деятельности, распространены в средствах массовой
информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой
информации. Если указанные сведения содержатся в документе, исходящем от
организации, такой документ подлежит замене или отзыву. Порядок
опровержения в иных случаях устанавливается судом.
Субъект предпринимательской деятельности, в отношении которого
распространены сведения, порочащие его деловую репутацию, вправе наряду
с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и
компенсации морального вреда, причиненных их распространением.

Статья 36. Защита результатов интеллектуальной деятельности

Исключительное право субъекта предпринимательской деятельности
на объективно выраженные результаты интеллектуальной деятельности и
средства его индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак,
знак обслуживания и т.п.) охраняется законом и защищается государством.
Использование результатов интеллектуальной деятельности и
средств индивидуализации, которые являются объектами исключительных
прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия
правообладателя.

Статья 37. Защита коммерческой тайны и нераскрытой
информации субъектов предпринимательской
деятельности

Информация, составляющая коммерческую тайну, неизвестная третьим
лицам (нераскрытая информация), защищается в случае, когда такая
информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность
в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на
законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее
конфиденциальности.
Право на защиту нераскрытой информации от незаконного
использования возникает независимо от выполнения в отношении этой
информации каких-либо формальностей (ее государственной регистрации,
получения свидетельств и т.п.).
Правила о защите нераскрытой информации не применяются в
отношении сведений, которые в соответствии с законом не могут составлять
служебную или коммерческую тайну (сведения о юридических лицах, правах
на имущество и сделках с ним, подлежащие государственной регистрации,
сведения, подлежащие представлению в качестве государственной
статистической отчетности, и др.).
Лицо, без законных оснований получившее или распространившее
нераскрытую информацию, либо использующее ее, обязано возместить тому,
кто правомерно обладает этой информацией, убытки, причиненные ее
незаконным использованием.
Лицо самостоятельно и правомерно получившее сведения
составляющие содержание нераскрытой информации, вправе использовать эти
сведения независимо от прав обладателя соответствующей нераскрытой
информации и не отвечает перед ним за такое использование.

Статья 38. Возмещение вреда, причиненного субъекту
предпринимательской деятельности

Вред, причиненный субъекту предпринимательской деятельности,
подлежит возмещению лицом, его причинившим, в полном объеме, включая
упущенную выгоду. Законом может быть возложена обязанность возмещения
вреда на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Вред, причиненный субъекту предпринимательской деятельности в
результате незаконных решений государственных органов, органов
самоуправления граждан, подлежит возмещению на основании решения суда,
независимо от вины их должностных лиц.
Вред, причиненный субъекту предпринимательской деятельности в
результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц
государственных органов, органов самоуправления граждан, подлежит
возмещению на основании решения суда.

Статья 39. Ограничение проверок деятельности субъектов
предпринимательства

Проверки деятельности субъектов предпринимательства могут
осуществляться контролирующими органами в плановом порядке не чаще
одного раза в год по решению специально уполномоченного органа по
координации деятельности контролирующих органов в соответствии с
законодательством.
Проверки деятельности субъектов предпринимательства,
своевременно и в полном объеме уплачивающих налоги, сборы и другие
обязательные платежи, соблюдающих другие нормы и правила, имеющих
соответствующие ежегодные аудиторские заключения, осуществляются
контролирующими органами не чаще одного раза в два года.
Сроки проведения проверок деятельности субъектов
предпринимательства не должны превышать тридцати календарных дней. В
исключительных случаях по решению специально уполномоченного органа по
координации деятельности контролирующих органов этот срок может
быть продлен.
Проводимые проверки не должны создавать препятствия для,
функционирования субъектов предпринимательства.
Проверки деятельности субъектов предпринимательства - членов
Палаты товаропроизводителей и предпринимателей могут осуществляться с
участием их представителей.
Основанием для проведения проверок деятельности субъектов
предпринимательской деятельности органами прокуратуры, внутренних дел и
Службы национальной безопасности является наличие возбужденного
уголовного дела. При этом проверкой может охватываться деятельность
субъекта предпринимательской деятельности, связанная только с
возбужденным уголовным делом, о чем должно быть указано в постановлении
о назначении проверки.
Субъекты предпринимательской деятельности имеют право не
выполнять требования контролирующих и правоохранительных органов по
вопросам, не входящим в их компетенцию, и не знакомить их с материалами,
не относящимися к предмету проверки.
Результаты проверок оформляются актом (справкой), один экземпляр
которого оставляется у проверяемого субъекта предпринимательской
деятельности.

Статья 40. Требования к должностным лицам,
осуществляющим проверки

Проверка деятельности субъектов предпринимательской деятельности
осуществляется должностными лицами контролирующих и правоохранительных
органов.
Допуск должностных лиц контролирующих органов к проверке
деятельности субъектов предпринимательской деятельности осуществляется
при наличии у этих лиц выписки из плана проведения проверок,
утвержденного специально уполномоченным органом по координации
деятельности контролирующих органов, копии приказа контролирующего
органа о проведении проверки с указанием состава проверяющих должностных
лиц и сроков ее проведения, удостоверения личности проверяющих
должностных лиц.
При проведении проверок деятельности субъектов
предпринимательства должностные лица контролирующих и правоохранительных
органов производят запись в книге регистрации проверок в порядке,
установленном законодательством.

V. Государственная поддержка
предпринимательской деятельности

Статья 41. Полномочия органов государственного управления в сфере
поддержки предпринимательской деятельности
Статья 42. Полномочия органов государственной власти на местах в
сфере поддержки предпринимательской деятельности
Статья 43. Государственное стимулирование развития
предпринимательства
Статья 44. Фонды поддержки предпринимательской деятельности
Статья 45. Ускоренная амортизация
Статья 46. Льготы субъектам малого и частного предпринимательства
в потреблении энергоносителей
Статья 47. Государственная поддержка подготовки кадров для
предпринимательской деятельности

Статья 41. Полномочия органов государственного управления
в сфере поддержки предпринимательской деятельности

Органы государственного управления в пределах своей компетенции:
осуществляют мониторинг за соблюдением законодательства о
гарантиях свободы предпринимательской деятельности и развитием
предпринимательской деятельности, изучение имеющихся проблем и внесение
предложений по совершенствованию нормативных актов, направленных на
укрепление правовых гарантий предпринимательства;
обеспечивают защиту прав и законных интересов субъектов
предпринимательской деятельности;
оказывают содействие субъектам предпринимательской деятельности
в доступе к финансовым, материально-техническим и информационным
ресурсам;
оказывают содействие субъектам предпринимательской деятельности
в реализации их продукции на внешнем и внутреннем рынках;
организуют информационную и разъяснительную работу среди
субъектов предпринимательской деятельности, развитие системы
консалтинговых, лизинговых, страховых и иных услуг;
оказывают содействие субъектам предпринимательской деятельности
в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров;
осуществляют иную деятельность, направленную на поддержание
предпринимательства.

Статья 42. Полномочия органов государственной власти на
местах в сфере поддержки предпринимательской
деятельности

Органы государственной власти на местах в пределах своей
компетенции:
разрабатывают и реализуют территориальные программы развития
предпринимательства;
устанавливают дополнительные гарантии и меры защиты деятельности
субъектов предпринимательства;
устанавливают льготы по местным налогам и сборам для субъектов
предпринимательской деятельности;
осуществляют иную деятельность, направленную на поддержание
предпринимательства.

Статья 43. Государственное стимулирование развития
предпринимательства

Государственное стимулирование предпринимательской деятельности
осуществляется путем:
создания условий для привлечения в сферу предпринимательства
инвестиций (в том числе иностранных), современных технологий и
оборудования, а также для развития институтов рыночной инфраструктуры;
принятия мер по расширению участия субъектов предпринимательской
деятельности в экспортно-импортных операциях, международных выставках и
ярмарках, в реализации программ и проектов в области внешнеэкономической
деятельности;
обеспечения субъектов предпринимательской деятельности правовой,
экономической, статистической, производственно-технологической,
научно-технической и иной информацией, необходимой для их эффективной
деятельности;
создания необходимых условий для зооветеринарного обслуживания;
установления льгот по налогам, сборам и тарифам.
Государственное стимулирование предпринимательской деятельности
может осуществляться и иными способами в соответствии с
законодательством.

Статья 44. Фонды поддержки предпринимательской деятельности

В целях поддержки и стимулирования предпринимательской
деятельности могут создаваться фонды в порядке, установленном
законодательством.

Статья 45. Ускоренная амортизация

Субъекты малого и частного предпринимательства вправе применять
ускоренную амортизацию основных фондов с отнесением затрат на издержки
производства в размере, не более чем в два раза превышающем нормы для
соответствующих основных фондов.
Субъекты малого и частного предпринимательства имеют право
списывать до пятидесяти процентов первоначальной стоимости основных
фондов со сроком службы более трех лет, на которые произведены
амортизационные отчисления.
В случае ликвидации малого или частного предприятия до истечения
двух лет с момента ввода его в действие суммы дополнительно начисленной
(ускоренной) амортизации подлежат восстановлению за счет увеличения
балансовой прибыли малого или частного предприятия.

Статья 46. Льготы субъектам малого и частного
предпринимательства в потреблении
энергоносителей

Льготные тарифы по энергоносителям, установленные для
сельскохозяйственных товаропроизводителей, распространяются на субъекты
малого и частного предпринимательства, расположенные и осуществляющие
свою деятельность в сельской местности.

Статья 47. Государственная поддержка подготовки кадров для
предпринимательской деятельности

Государство обеспечивает развитие системы подготовки,
переподготовки и повышения квалификации кадров субъектов
предпринимательской деятельности.
Учреждения и организации, осуществляющие подготовку,
переподготовку и повышение квалификации кадров субъектов
предпринимательской деятельности в сельской местности, пользуются
льготами в порядке, установленном законодательством.

VI. Заключительные положения

Статья 48. Ликвидация (прекращение деятельности) субъекта
предпринимательской деятельности
Статья 49. Обжалование решений государственных и иных органов,
действий (бездействия) их должностных лиц
Статья 50. Разрешение споров
Статья 51. Ответственность за нарушение законодательства о
гарантиях свободы предпринимательской деятельности

Статья 48. Ликвидация (прекращение деятельности)
субъекта предпринимательской деятельности

Ликвидация субъекта предпринимательской деятельности
производится по решению собственника его имущества или органа,
уполномоченного создавать такие предприятия, либо по решению суда.
При ликвидации субъекта предпринимательской деятельности
высвобождаемым работникам гарантируется соблюдение их прав и интересов в
соответствии с законодательством.
Субъект предпринимательской деятельности считается
ликвидированным с момента исключения его из государственного реестра.
Прекращение деятельности субъекта предпринимательства
осуществляется в порядке, установленном законодательством.

Статья 49. Обжалование решений государственных и иных
органов, действий (бездействия) их
должностных лиц

Субъекты предпринимательства имеют право обжалования незаконных
решений государственных и иных органов, действий (бездействия) их
должностных лиц по своему усмотрению в порядке подчиненности
вышестоящему органу или в суд.
Субъекты предпринимательства освобождаются от уплаты
государственной пошлины при обращении в суд на решения государственных и
иных органов, действия (бездействие) их должностных лиц о нарушении их
прав и затонных интересов, связанных с осуществлением
предпринимательской деятельности.

Статья 50. Разрешение споров

Споры, связанные с деятельностью субъектов предпринимательства,
разрешаются в порядке, предусмотренном законодательством.

Статья 51. Ответственность за нарушение законодательства
о гарантиях свободы предпринимательской
деятельности

Лица, виновные в нарушении законодательства о гарантиях свободы
предпринимательской деятельности, несут ответственность в установленном
порядке.

Президент И.Каримов
Республики Узбекистан

I. Общие положения (статьи 1-10)
II. Основы осуществления предпринимательской деятельности
(статьи 11-17)
III. Гарантии прав субъектов предпринимательской деятельности
(статьи 18-34)
IV. Защита прав субъектов предпринимательской деятельности
(статьи 35-40)
V. Государственная поддержка предпринимательской деятельности
(статьи 41-47)
VI. Заключительные положения (стаьи 48-51)

Используются технологии uCoz