| |
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
9 декабря 1992 г. № 754-XII
Об охране природы
В данный Закон внесены изменения в соответствии
с
Законами от 6.05.95 г., 25.04.97 г., 25.12.98 г.
I. Общие положения (Статьи 1 - 6)
II. Полномочия органов государственной власти и
управления в
области регулирования правоотношений по охране
природы
(Статьи 7 - 11)
III. Права и обязанности жителей Республики
Узбекистан в области
охраны природы (Статьи 12 - 13)
IV. Нормативное регламентирование качества
окружающей природной
среды (Статьи 14 -15)
V. Регулирование использования природных
ресурсов (Статьи 16-23)
VI. Экологическая экспертиза (Статьи 24 - 27)
VII. Экологический контроль (Статьи 28 - 32)
VIII. Экономические меры обеспечения охраны
природы (Статьи 33-37)
IX. Чрезвычайные экологические ситуации (Статьи 38
- 40)
X. Экологические требования к хозяйственной и
иной деятельности
(Статьи 41 - 46)
XI. Ответственность за нарушение
природоохранного
законодательства, разрешение споров в области
охраны природы
(Статьи 47 - 53)
Настоящий Закон устанавливает правовые,
экономические и
организационные основы сохранения условий
природной среды, рационального
использования природных ресурсов. Он имеет целью
обеспечить
сбалансированное гармоничное развитие
отношений между человеком и
природой, охрану экологических систем, природных
комплексов и отдельных
объектов, гарантировать права граждан на
благоприятную окружающую среду.
I. Общие положения
Статья 1. Природоохранное законодательство
Республики Узбекистан
Статья 2. Объекты охраны природы, особо
охраняемые природные
территории и объекты
Статья 3. Цели охраны природы
Статья 4. Достижение целей охраны природы
Статья 5. Собственность на природные ресурсы
Статья 6. Общее и специальное природопользование
Статья 1. Природоохранное законодательство
Республики Узбекистан
Отношения в области охраны природы и
рационального использования
природных ресурсов в Республике Узбекистан
регулируются настоящим
Законом, а также земельным, водным, лесным
законодательством,
законодательством о недрах, об охране и
использовании атмосферного
воздуха, растительного и животного мира, иными
актами законодательства
Республики Узбекистан.
Отношения в области охраны природы в Республике
Каракалпакстан
также регулируются законодательством
Республики Каракалпакстан.
Статья 2. Объекты охраны природы, особо
охраняемые
природные территории и объекты
Охране от загрязнения, порчи, повреждения,
истощения,
разрушения, уничтожения, нерационального
использования подлежат земля,
недра, воды, растительный и животный мир,
атмосферный воздух.
К особо охраняемым природным территориям и
объектам относятся
государственные заповедники, национальные,
историко-природные и
мемориальные парки, заказники, памятники
природы, ботанические и
зоологические сады, дендрарии, а также животные и
растения, занесенные в
международную Красную книгу и Красную книгу
Республики Узбекистан.
Особой охране подлежат также курортные и
рекреационные зоны,
зоны формирования поверхностных и подземных вод
(речные долины, конусы
выноса, предгорные шлейфы), месторождения редких
и ценных металлов,
прибрежные полосы и водоохранные зоны (полосы)
водных объектов, охранные
(буферные) зоны особо охраняемых природных
территорий, рыбохозяйственные
зоны, запретные полосы лесов и другие зоны в
порядке, определяемом
законодательством Республики Узбекистан и
международными договорами.
Решениями местных органов государственной
власти и управления
могут предусматриваться и иные категории особо
охраняемых природных
территорий и объектов.
Статья 3. Цели охраны природы
Целями охраны природы являются:
создание благоприятных условий для здоровья
людей, сохранения
экологического равновесия, рационального
неистощительного
природопользования в интересах эффективного и
устойчивого социально-
экономического развития республики;
сохранение богатства видов и генетического
фонда живой природы;
сохранение многообразия экологических систем,
ландшафтов и
уникальных природных объектов;
обеспечение экологической безопасности;
сохранение культурного наследия, связанного с
объектами природы.
Статья 4. Достижение целей охраны природы
Для достижения целей охраны природы в процессе
хозяйственной,
управленческой и иной деятельности местные
органы государственной
власти, министерства и ведомства, предприятия,
учреждения, организации,
фермерские и кооперативные хозяйства, а также
отдельные лица обязаны
руководствоваться следующими принципами:
сохранение устойчивости биосферы и ее
экологических систем как
среды обитания человека и забота об
экологической безопасности людей, о
генофонде человека и его будущих поколений;
обеспечение прав граждан на благоприятную для
жизни окружающую
природную среду, обязательность экологического
обучения во всех видах
образовательных учреждений;
научно обоснованное сочетание экологических,
экономических и
социальных интересов общества;
платность специального и бесплатность общего
природопользования;
обязательность экологической экспертизы;
стимулирование рационального
природопользования и охраны
природы;
необходимость воспроизводства природных
ресурсов, недопущение
вредных, необратимых последствий для окружающей
природной среды и
здоровья человека;
гласность в решении природоохранных задач;
сочетание национальных, региональных и
международных интересов в
области охраны природы;
ответственность за нарушение требований
природоохранного
законодательства.
Статья 5. Собственность на природные ресурсы
В соответствии с Конституцией Республики
Узбекистан земля, ее
недра, воды, растительный и животный мир и другие
природные ресурсы
являются общенациональным богатством, подлежат
рациональному
использованию и охраняются государством.
Условия, порядок предоставления, использования и
охраны
природных ресурсов определяются
законодательством Республики Узбекистан.
Статья 6. Общее и специальное природопользование
В Республике Узбекистан осуществляется общее и
специальное
природопользование.
Общее природопользование осуществляется
гражданами бесплатно для
удовлетворения жизненно необходимых
потребностей без закрепления
природных ресурсов за отдельными пользователями
и без предоставления
соответствующих разрешений.
В порядке специального природопользования
предприятиям,
учреждениям, организациям и гражданам
предоставляется во владение,
пользование или аренду природные ресурсы на
основании специальных
разрешений за плату для осуществления
производственной и иной
деятельности.
II. Полномочия органов государственной власти
и управления в области регулирования
правоотношений
по охране природы
Статья 7. Компетенция Верховного Совета
Республики Узбекистан в
области регулирования правоотношений по охране
природы
Статья 8. Государственное управление охраной
окружающей природной
среды
Статья 9. Компетенция Кабинета Министров
Республики Узбекистан в
области охраны природы
Статья 10. Компетенция местных органов
государственной власти и
управления в области охраны природы
Статья 11. Компетенция Государственного комитета
Республики
Узбекистан по охране природы
Статья 7. Компетенция Верховного Совета
Республики
Узбекистан в области регулирования
правоотношений по охране природы
К исключительной компетенции Верховного Совета
Республики
Узбекистан относятся:
определение основных направлений
государственной политики в
области охраны природы;
утверждение государственных экологических
программ;
разработка и принятие актов республиканского
законодательства в
области охраны природы;
объявление территорий зонами чрезвычайной
экологической ситуации,
экологического бедствия и экологической
катастрофы, установление
правового режима этих зон и статуса
пострадавших;
координация контроля за исполнением
природоохранного
законодательства;
установление предельных размеров платы за
пользование
природными ресурсами, а также льгот по взиманию
платежей;
решение других вопросов, относящихся к ведению
Верховного Совета
Республики Узбекистан.
Статья 8. Государственное управление охраной
окружающей природной среды
Государственное управление охраной окружающей
природной среды и
использованием природных ресурсов в Республике
Узбекистан в соответствии
с ее законами и иными нормативными актами
осуществляется Кабинетом
Министров Республики Узбекистан,
Государственным комитетом Республики
Узбекистан по охране природы, местными органами
государственного
управления.
Статья 9. Компетенция Кабинета Министров
Республики
Узбекистан в области охраны природы
К компетенции Кабинета Министров Республики
Узбекистан в области
охраны природы относятся:
проведение единой природоохранной политики;
регулирование использования природных ресурсов;
установление порядка и обеспечение ведения
государственных
кадастров природных ресурсов, утверждение
запасов природных ресурсов
республиканского значения;
разработка мер по предотвращению экологических
кризисных
ситуаций, стихийных бедствий и катастроф;
реализация мер по ликвидации последствий
стихийных бедствий и
крупных аварий;
установление порядка платы за пользование
природными ресурсами,
загрязнение окружающей природной среды,
размещение отходов, других видов
вредного воздействия, а также лимитов на
использование природных
ресурсов, размещение отходов;
создание системы экологического просвещения и
воспитания,
обеспечение ее функционирования;
утверждение границ районов особого
природопользования, режимов
охраны природы и хозяйственной деятельности;
развитие межгосударственных отношений в области
охраны природы
и природопользования;
осуществление иных мер, предусмотренных актами
законодательства
Республики Узбекистан.
Статья 10. Компетенция местных органов
государственной
власти и управления в области охраны природы
К компетенции местных органов государственной
власти и
управления в области охраны природы относятся:
определение основных направлений охраны природы
на своей
территории, утверждение региональных
(территориальных) экологических
программ;
учет и оценка состояния природных ресурсов, учет
экологически
вредных объектов;
материально-техническое обеспечение
мероприятий по охране
природы;
выдача и аннулирование разрешений на право
пользования
природными ресурсами, на складирование или
захоронение промышленных или
бытовых отходов в установленном порядке;
взимание платы за пользование природными
ресурсами;
контроль за охраной природы, принятие решений о
приостановлении,
прекращении и перепрофилировании деятельности
объектов местного
значения, вредно воздействующих на окружающую
среду;
регулирование других вопросов, предусмотренных
законодательством
Республики Узбекистан.
Статья 11. Компетенция Государственного комитета
Республики Узбекистан по охране природы
Государственный комитет Республики Узбекистан
по охране природы
подчинен Верховному Совету Республики
Узбекистан и осуществляет
государственный контроль за соблюдением
министерствами, государственными
комитетами, ведомствами, предприятиями,
учреждениями и организациями, а
также отдельными лицами законодательства в
области использования и
охраны земель, недр, вод, лесов, животного и
растительного мира,
атмосферного воздуха.
Компетенция государственного комитета
Республики Узбекистан по
охране природы определяется Положением,
утверждаемым Верховным Советом
Республики Узбекистан.
Решения Государственного комитета Республики
Узбекистан по
охране природы, принятые в пределах его
компетенции, обязательны для
государственных органов, предприятий,
учреждений, организаций и граждан.
III. Права и обязанности жителей Республики
Узбекистан в области охраны природы
Статья 12. Право человека на благоприятную для
жизни окружающую
природную среду и обязанности по ее сохранению
Статья 13. Правомочия общественных
природоохранных объединений
Статья 12. Право человека на благоприятную для
жизни
окружающую природную среду и обязанности
по ее сохранению
Жители Республики Узбекистан имеют право на
проживание в
благоприятной для их здоровья и здоровья будущих
поколений природной
среде, охрану здоровья от неблагоприятных
воздействий окружающей среды.
В этих целях жители Республики Узбекистан имеют
право
объединяться в общественные организации по
охране природы, требовать и
получать информацию о состоянии окружающей
природной среды и мерах,
принимаемых по ее охране.
Жители Республики Узбекистан обязаны
рационально использовать
природные ресурсы, бережно относиться к
богатствам природы, соблюдать
экологические требования.
Статья 13. Правомочия общественных
природоохранных
объединений
Правомочия общественных объединений,
действующих в сфере охраны
природы, определяются их уставами, принятыми в
соответствии с
законодательством Республики Узбекистан.
IV. Нормативное регламентирование качества
окружающей природной среды
Статья 14. Нормативы и стандарты качества
окружающей природной
среды
Статья 15. Разработка и утверждение экологических
нормативов
Статья 14. Нормативы и стандарты качества
окружающей
природной среды
Неблагоприятное воздействие хозяйственной
деятельности на
окружающую природную среду ограничивается
нормативами и стандартами
качества окружающей природной среды,
гарантирующими экологическую
безопасность населения, воспроизводство и
охрану природных ресурсов.
При формировании
территориально-производственных комплексов,
развитии промышленности, сельского хозяйства,
строительства и
реконструкции городов, других населенных
пунктов устанавливаются
предельно допустимые нормы нагрузки на
окружающую природную среду.
Статья 15. Разработка и утверждение экологических
нормативов
Предприятия, организации и учреждения обязаны
разрабатывать
экологические и другие критерии,
регламентирующие максимально допустимые
нагрузки на окружающую среду.
Экологические нормативы утверждаются
Государственным комитетом
Республики Узбекистан по охране природы,
Министерством здравоохранения
Республики Узбекистан, Государственным
комитетом Республики Узбекистан
по надзору за безопасным ведением работ в
промышленности и горному
надзору в соответствии с их компетенцией.
Применение в сельском хозяйстве химических
препаратов
разрешается в соответствии с законодательством
Республики Узбекистан.
V. Регулирование использования природных
ресурсов
Статья 16. Допустимость природопользования
Статья 17. Условия пользования почвой
Статья 18. Условия использования недр и полезных
ископаемых
Статья 19. Условия пользования водами и водоемами
Статья 20. Условия пользования атмосферным
воздухом
Статья 21. Условия пользования объектами живой
природы
Статья 22. Условия удаления отходов производства
и быта
Статья 23. Лишение права пользования природными
ресурсами
Статья 16. Допустимость природопользования
Природопользование допускается при условии
сохранности пригодной
для жизни окружающей природной среды,
пользования природными ресурсами в
пределах, установленных соответствующими
нормативами, и обеспечения
воспроизводства возобновляющихся и
возобновляемых природных ресурсов.
Статья 17. Условия пользования почвой
В качестве почвы рассматривается охваченный
жизнедеятельностью и
функционирующий вместе с растительным покровом
поверхностный плодородный
слой земной коры.
Почва используется для получения урожаев
естественных и
культурных растений без снижения ее плодородия.
Попадающий под сооружения гумусовый слой почвы
подлежит удалению
и переносу для повышения плодородия почв в
других местах.
Статья 18. Условия использования недр и
полезных ископаемых
В качестве недр рассматривается пространство,
охватывающее
верхнюю часть земной коры и доступное для
исследований и добычи полезных
ископаемых, а в качестве полезных ископаемых -
геологические
образования, имеющие экономическое и
оздоровительное значение.
Недра и полезные ископаемые используются при
условии:
обеспечения при добыче комплексного и
экономного использования
их и сопутствующих природных ресурсов, а также
предотвращения
загрязнения окружающей природной среды и недр;
рекультивации земель, нарушенных при добыче
полезных
ископаемых;
использование возобновляющихся полезных
ископаемых лишь в
пределах их естественного возобновления.
Статья 19. Условия пользования водами и водоемами
Поверхностные, подземные и морские воды на
территории Республики
Узбекистан используются при условии сохранения
в естественном обороте
необходимого количества воды, обеспечения ее
нормативной чистоты,
сохранения водной флоры и фауны, недопущения
загрязнения водоемов,
сохранения в них экологического равновесия и
непричинения ущерба водоему
как элементу ландшафта.
Местные органы власти, органы лесного и водного
хозяйства
обязаны проводить лесовосстановление и
облесение в зонах формирования
речного стока, прибрежных полосах водоемов и
обеспечивать их
сохранность.
Статья 20. Условия пользования атмосферным
воздухом
В качестве атмосферного воздуха рассматривается
воздушное
пространство над территорией Республики
Узбекистан. Воздухом пользуются
при условии недопущения изменения качества
воздуха данной местности, его
загрязнения или обеднения сверх установленных
нормативов.
В соответствии с международным соглашением
министерства и
ведомства, предприятия, учреждения, организации,
частные лица обязаны
сократить и в последующем полностью прекратить
производство и
использование химических веществ, вредно
воздействующих на озоновый
слой.
Статья 21. Условия пользования объектами живой
природы
В качестве живой природы рассматриваются
естественная флора, в
том числе леса, свободно обитающие в природе
животные и иные живые
организмы.
Объектами живой природы пользуются при условии:
сохранения их способности к восстановлению;
сохранения их видового многообразия и
стабильности сообществ;
недопущения биологического загрязнения
окружающей природной
среды.
Статья 22. Условия удаления отходов производства
и быта
Отходы, в том числе перемещенные вещества,
удаляются из
производственной и коммунально-бытовой сфер
посредством их повторного
использования, складирования, рассредоточения,
захоронения.
За безопасное для окружающей природной среды
удаление отходов
производства несут ответственность
образовавшие их организация или лицо.
Удаление бытовых отходов организуется местными
органами государственной
власти и управления.
Отходы удаляются способом, обеспечивающим
возможность их
дальнейшего хозяйственного использования, их
безопасность для окружающей
природной среды.
Предприятия, организации и учреждения, часть
продукции или
тароупаковочный материал которых попадают в
отходы, обязаны обеспечивать
их переработку.
Статья 23. Лишение права пользования природными
ресурсами
Пользователь, систематически нарушающий
требования к
использованию природных ресурсов, может быть
лишен права пользования
ими.
VI. Экологическая экспертиза
Статья 24. Цели государственной экологической
экспертизы
Статья 25. Объекты государственной экологической
экспертизы
Статья 26. Государственная
санитарно-экологическая экспертиза
Статья 27. Общественная экологическая экспертиза
Статья 24. Цели государственной экологической
экспертизы
Государственная экологическая экспертиза
является обязательной
мерой охраны окружающей природной среды,
предшествующей принятию
хозяйственного решения.
Проведение государственной экологической
экспертизы
осуществляется в порядке, определяемом
законодательством Республики
Узбекистан.
Целями государственной экологической
экспертизы являются
определение уровня экологической опасности
намечаемой или осуществляемой
хозяйственной и иной деятельности, оценка их
соответствия требованиям
природоохранного законодательства, определение
достаточности и
обоснованности предусматриваемых проектами мер
по охране природы.
Статья 25. Объекты государственной экологической
экспертизы
Государственной экологической экспертизе
подлежат:
проекты государственных программ, концепций,
основных
направлений и схем размещения и развития
производительных сил и отраслей
народного хозяйства;
материалы выбора площадок под все виды
строительства,
предплановая, предпроектная и проектная
документация;
программы исследовательских работ, связанных с
оценкой
экологического состояния, использованием
природных ресурсов;
проекты инструктивно-методических и
нормативно-технических
документов, регламентирующих хозяйственную
деятельность и использование
природных ресурсов;
документация по созданию новой техники,
технологий, материалов и
веществ, в том числе закупаемых за рубежом, и иная
документация и
техника, стандарты на продукцию;
ввозимая в Республику Узбекистан и вывозимая из
Республики
Узбекистан продукция;
химические вещества;
экологическая ситуация отдельных регионов, мест
и объектов;
действующие предприятия и другие объекты,
оказывающие
негативное влияние на состояние окружающей
природной среды.
Реализация проектов без положительного
заключения
государственной экологической экспертизы
запрещается.
Статья 26. Государственная
санитарно-экологическая
экспертиза
Государственная санитарно-экологическая
экспертиза проводится в
целях определения степени вредного воздействия
загрязнения окружающей
природной среды на здоровье человека.
Государственная санитарно-экологическая
экспертиза назначается
Министерством здравоохранения Республики
Узбекистан по инициативе
органов здравоохранения, Государственного
комитета Республики Узбекистан
по охране природы и правоохранительных органов.
Порядок проведения государственной
санитарно-экологической
экспертизы и ее методика утверждаются
Министерством здравоохранения
Республики Узбекистан по согласованию с
Государственным комитетом
Республики Узбекистан по охране природы.
Статья 27. Общественная экологическая экспертиза
Общественная экологическая экспертиза
осуществляется
независимыми группами специалистов по
инициативе общественных
объединений за счет их собственных средств или
на общественных началах.
Заключения общественной экологической
экспертизы носят
рекомендательный характер.
VII. Экологический контроль
Статья 28. Мониторинг окружающей природной среды
Статья 29. Задачи экологического контроля
Статья 30. Государственная служба наблюдения за
состоянием
окружающей природной среды
Статья 31. Государственный контроль в области
охраны природы
Статья 32. Ведомственный, производственный и
общественный контроль
в области охраны природы
Статья 28. Мониторинг окружающей природной среды
В целях обеспечения наблюдений, учета, оценки и
прогноза
состояния окружающей природной среды и ее
ресурсов на территории
Республики Узбекистан создается система
государственного мониторинга
окружающей природной среды.
Наблюдение за состоянием окружающей природной
среды,
использованием природных ресурсов
осуществляется специально
уполномоченными органами, а также предприятиями,
организациями и
учреждениями, деятельность которых приводит или
может привести к
ухудшению состояния окружающей природной среды.
Специально уполномоченные органы, а также
указанные предприятия,
организации и учреждения обязаны бесплатно
передавать соответствующим
государственным органам материалы своих
наблюдений.
Структура, содержание и порядок осуществления
мониторинга
разрабатываются Государственным комитетом
Республики Узбекистан по
охране природы и утверждаются Кабинетом
Министров Республики Узбекистан.
Статья 29. Задачи экологического контроля
Экологический контроль имеет своей задачей:
наблюдение за состоянием окружающей природной
среды и ее
изменениями под влиянием хозяйственной и иной
деятельности;
проверку выполнения программ и отдельных
мероприятий по охране
окружающей среды, рациональному использованию
природных ресурсов,
оздоровлению окружающей природной среды,
соблюдению требований
природоохранного законодательства и нормативов
качества окружающей
природной среды.
Система экологического контроля состоит из
государственной
службы наблюдения за состоянием окружающей
природной среды,
государственного, ведомственного,
производственного и общественного
контроля в области охраны природы.
Статья 30. Государственная служба наблюдения за
состоянием окружающей природной среды
Государственная служба наблюдения за состоянием
окружающей
природной среды организуется с целью наблюдения
за происходящими в ней
физическими, химическими, биологическими
процессами, за уровнем
загрязнения атмосферного воздуха, почв,
поверхностных и подземных вод,
последствиями влияния загрязнения на
растительный и животный мир,
обеспечения заинтересованных организаций и
населения текущей и
экстренной информацией об изменениях в
окружающей природной среде и
прогнозами ее состояния.
Информация о состоянии окружающей природной
среды является
открытой, ее основные показатели регулярно
предоставляются
государственными органами охраны природы для
опубликования.
Государственные органы охраны природы обязаны
незамедлительно
информировать общественность об авариях и
других случаях, в результате
которых произошло сверхнормативное загрязнение
окружающей природной
среды.
Для учета количественных, качественных и иных
характеристик
природных ресурсов, объема, характера режима их
использования ведутся
государственные кадастры природных ресурсов.
Подлежат наблюдению и государственному учету
также объекты,
вредно влияющие или могущие оказать
неблагоприятное воздействие на
состояние окружающей природной среды, виды и
количество вредных веществ,
попадающих в окружающую природную среду, объемы
и состав отходов
производства и быта.
Состав, порядок организации и деятельности
государственной
службы наблюдения за состоянием окружающей
природной среды, порядок
ведения государственных кадастров природных
ресурсов, государственного
учета объектов, вредно влияющих на окружающую
среду, устанавливаются
Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Статья 31. Государственный контроль в области
охраны природы
Государственный контроль в области охраны
природы осуществляется
органами государственной власти и управления,
специально уполномоченными
на то государственными органами по охране
природы.
Специально уполномоченными органами по охране
природы являются:
Государственный комитет Республики Узбекистан
по охране природы;
Министерство здравоохранения Республики
Узбекистан;
Государственный комитет Республики Узбекистан
по надзору за
безопасным ведением работ в промышленности и
горному надзору;
Министерство внутренних дел Республики
Узбекистан;
Министерство сельского и водного хозяйства
Республики
Узбекистан; (Введен Законом РУ N 421-I от 25.04.97 г.)
Государственный комитет по земельным ресурсам
Республики
Узбекистан; (Введен Законом N 729-I от 25.12.98 г.)
Специально уполномоченные органы по охране
природы могут
привлекать в установленном порядке
ведомственные экологические службы
для участия в осуществлении государственного
контроля в области охраны
природы.
Статья 32. Ведомственный, производственный и
общественный
контроль в области охраны природы
Ведомственный контроль в области охраны природы
осуществляется
экологической службой министерств,
государственных комитетов и ведомств
за деятельностью подчиненных им предприятий и
организаций.
Производственный контроль в области охраны
окружающей природной
среды осуществляется экологической службой
предприятий, объединений,
организаций и имеет целью проверку выполнения
программ и отдельных
мероприятий по охране природы, рациональному
использованию и
воспроизводству природных ресурсов,
оздоровлению окружающей
природной среды, выполнению требований
природоохранного
законодательства.
Общественный контроль в области охраны
окружающей природной
среды осуществляется общественными
объединениями, трудовыми
коллективами, гражданами.
Порядок организации и деятельности
ведомственных,
производственных, экологических служб и
общественного экологического
контроля регулируется настоящим Законом и
положениями о них.
VIII. Экономические меры обеспечения
охраны природы
Статья 33. Экономический механизм обеспечения
охраны природы
Статья 34. Платежи за специальное
природопользование
Статья 35. Фонды охраны природы
Статья 36. Экологическое страхование
Статья 37. Стимулирование в системе охраны
природы
Статья 33. Экономический механизм обеспечения
охраны природы
Экономический механизм обеспечения охраны
природы
предусматривает:
взимание платы за специальное пользование
природными ресурсами,
за загрязнение окружающей природной среды
(включая размещение отходов) и
другие виды вредного воздействия на нее;
налоговые, кредитные и иные льготы,
предоставляемые
предприятиям, учреждениям и организациям, а
также отдельным лицам при
внедрении малоотходных и ресурсосберегающих
технологий, осуществлении
деятельности, дающей природоохранный и
природовосстановительный эффект;
введение специального налогообложения
предприятий, учреждений,
организаций за применение экологически опасных
технологий и
осуществление другой экологически опасной
деятельности;
получение лицензий (разрешений) на право выброса,
сброса
загрязняющих окружающую природную среду веществ
или на осуществление
иной экологически вредной деятельности;
возложение обязанностей на предприятия,
учреждения, организации
и граждан по восстановлению нарушенного ими
благоприятного состояния
природной среды;
взыскание в установленном порядке денежных
компенсаций за ущерб,
причиненный в результате порчи или уничтожения
природных объектов;
полное или частичное лишение должностных лиц или
иных работников
премий и иных вознаграждений, выдаваемых по
результатам основной
производственной деятельности, в случаях
невыполнения планов и
мероприятий по охране природы, нарушения
нормативно-технических и других
требований законодательства в области охраны
природы;
поощрительные цены и надбавки за экологически
чистую продукцию;
применение к природопользователям
экономических санкций за
расточительное, сверхнормативное использование
природных ресурсов и
экономического стимулирования за их экономию и
рациональное
использование;
материальное поощрение коллективов и отдельных
работников
государственных, кооперативных, общественных и
других предприятий,
учреждений и организаций, а также лиц, добившихся
наиболее высоких
результатов в сфере охраны природы и в
производстве экологически чистой
продукции.
Законодательством Республики Узбекистан,
решениями местных
органов государственной власти и управления
могут быть установлены и
другие виды экономического стимулирования
деятельности по охране
природы.
Применение мер экономического стимулирования
деятельности по
охране природы осуществляется в порядке,
определяемом законодательством
Республики Узбекистан, а также решениями местных
органов государственной
власти и управления.
Статья 34. Платежи за специальное
природопользование
Платежи за специальное природопользование
состоят из платы за
загрязнение окружающей природной среды (выбросы,
сбросы загрязняющих
веществ и размещение отходов), платы за охрану и
воспроизводство
природных ресурсов.
Ставки налогов и размеры иных платежей, в том
числе арендной
платы, за пользование природными ресурсами с
учетом их
распространенности, качества, возможности
воспроизводства, доступности,
комплексности, производительности,
местонахождения, возможности
переработки и утилизации отходов и других
факторов, а также
соответствующие лимиты определяются и
утверждаются в порядке,
установленном законодательством Республики
Узбекистан.
Размеры платежей за выброс и сброс загрязняющих
веществ в
окружающую природную среду, размещение отходов и
соответствующие лимиты
утверждаются органами Государственного
комитета Республики Узбекистан по
охране природы по согласованию с
заинтересованными органами.
Размеры платежей за охрану и воспроизводство
природных ресурсов,
имеющих республиканское значение,
устанавливаются Кабинетом Министров
Республики Узбекистан, а по природным ресурсам
местного значения -
местными органами государственной власти и
управления.
Платежи за пользование природными ресурсами
включаются в
себестоимость продукции (работ, услуг)
предприятий природопользователей.
Платежи за выбросы, сбросы загрязняющих веществ
в окружающую
природную среду, размещение отходов
производства и потребления, а также
за сверхлимитное (сверхнормативное) и иное
нерациональное специальное
природопользование взимаются из прибыли (дохода)
предприятий-
природопользователей.
Плата за пользование природными ресурсами, их
охрану и
воспроизводство поступает в бюджеты местных
органов государственной
власти и управления и учитывается отдельной
строкой.
Плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в
окружающую
природную среду и размещение отходов
производства и потреблени
япоступает в фонды охраны природы.
Законодательством Республики Узбекистан,
решениями местных
органов государственной власти и управления
могут быть предусмотрены
случаи освобождения от платы за
природопользование, а также иные
налоговые льготы.
Внесение платы за пользование природными
ресурсами и за выбросы
(сбросы) вредных веществ не освобождает
предприятие, объединение,
организацию, а также отдельных лиц от выполнения
экологических
мероприятий и от обязанности возместить
причиненный вред.
Статья 35. Фонды охраны природы
Для финансирования мероприятий по охране
природы при
Государственном комитете Республики Узбекистан
по охране природы и его
органах на местах образуются республиканский и
местные фонды охраны
природы.
Порядок формирования и использования фондов
охраны природы
устанавливается Положением о фондах охраны
природы, утверждаемым
Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Общественные фонды охраны природы образуются за
счет
добровольных взносов населения, предприятий,
учреждений, организаций,
общественных объединений и других источников, а
также отчислений
иностранных юридических лиц и граждан. Порядок
образования и
расходования общественных фондов определяется
положениями о них,
утверждаемыми соответствующими общественными
объединениями.
Статья 36. Экологическое страхование
В Республике Узбекистан осуществляется
добровольное и
обязательное страхование имущества и доходов
предприятий, учреждений и
организаций, жизни, здоровья и имущества граждан
на случай ущерба,
явившегося результатом загрязнения окружающей
природной среды и
ухудшения качества природных ресурсов.
Порядок и условия экологического страхования
устанавливаются
законодательством Республики Узбекистан.
Статья 37. Стимулирование в системе охраны
природы
Стимулирование рационального
природопользования, охраны
окружающей природной среды осуществляется
путем:
предоставления льгот при налогообложении
предприятий,
учреждений, организаций и граждан в случаях
реализации ими мер по
рациональному использованию природных ресурсов
и охране природы;
предоставления на льготных условиях
краткосрочных и долгосрочных
кредитов (ссуд) для реализации мер по обеспечению
рационального
использования природных ресурсов и охраны
природы;
установления повышенных норм амортизации
основных
производственных фондов;
уменьшение платежей за выбросы и сбросы
загрязняющих веществ в
окружающую природную среду и размещение отходов
в случаях их устойчивого
снижения;
передачи части средств фондов охраны природы на
договорных
условиях под процентные займы предприятиям,
учреждениям, организациям и
отдельным лицам для реализации мер по снижению
выбросов и сбросов
загрязняющих веществ.
IX. Чрезвычайные экологические ситуации
Статья 38. Ликвидация аварий и их вредных
экологических последствий
Статья 39. Зоны чрезвычайной экологической
ситуации и
экологического бедствия
Статья 40. Экологически потенциально опасные
ситуации
Статья 38. Ликвидация аварий и их вредных
экологических
последствий
В случае аварии предприятие, учреждение или
организация обязаны
немедленно приступить к ее ликвидации в
соответствии со своими планами
действия в чрезвычайных экологических
ситуациях. Одновременно они
незамедлительно уведомляют об аварии и
принимаемых мерах по ее
ликвидации местные органы государственной
власти и управления,
государственные органы по охране природы, а
также специализированные
службы по ликвидации вредных экологических
последствий этих аварий.
Статья 39. Зоны чрезвычайной экологической
ситуации
и экологического бедствия
Зонами чрезвычайной экологической ситуации
объявляются участки
территорий, в том числе водного и воздушного
пространства, где в
результате хозяйственной и иной деятельности,
разрушительного влияния
стихийных сил природы либо аварии или катастрофы
происходят устойчивые
отрицательные изменения в окружающей природной
среде, угрожающие
здоровью людей, состоянию естественных
экологических систем,
генетических фондов растений и животных.
Зонами экологического бедствия объявляются
участки территорий,
где произошли или происходят устойчивые или
необратимые изменения
природной среды, связанные с нарушением
природного равновесия,
разрушением естественных экологических систем.
Решения об объявлении зон чрезвычайной
экологической ситуации
для экологического или экологического бедствия
принимаются в порядке,
устанавливаемом законодательством.
В зонах чрезвычайных экологических ситуаций и
экологического
бедствия приостанавливаются работы, вызвавшие
эту ситуацию, запрещается
деятельность (кроме связанной с обслуживанием
населения), вредно
влияющих на окружающую природную среду,
принимаются меры по ее
восстановлению и оздоровлению.
Статья 40. Экологически потенциально опасные
ситуации
Экологически потенциально опасными признаются
ситуации,
связанные с угрозой повышенного загрязнения
окружающей природной среды,
повреждением природных систем, причинения вреда
здоровью и жизни людей
при хранении, транспортировке и использованию
высокотоксичных, сильно
действующих ядовитых, радиоактивных и иных
веществ, относимых
Государственным комитетом Республики
Узбекистан по охране природы к
первому классу опасности.
В случае возникновения экологически
потенциально опасных ситуаций
вокруг соответствующих объектов производства,
вдоль транспортных
магистралей органами Государственного комитета
Республики Узбекистан по
охране природы устанавливается особый правовой
режим.
X. Экологические требования к хозяйственной
и иной деятельности
Статья 41. Экологические требования к размещению,
проектированию,
строительству, реконструкции, эксплуатации и
ликвидации
предприятий, сооружений и других объектов
Статья 42. Экологические требования при обращении
с радиоактивными
и химическими веществами
Статья 43. Охрана природы от влияния шума,
вибрации,
электромагнитных полей и иных вредных
физических
воздействий
Статья 44. Охрана природы от неконтролируемого и
вредного
биологического воздействия
Статья 45. Охрана природы от загрязнения отходами
производства и
потребления
Статья 46. Экологическая сертификация
Статья 41. Экологические требования к размещению,
проектированию, строительству, реконструкции,
эксплуатации и ликвидации предприятий,
сооружений и других объектов
При размещении, проектировании, строительстве
реконструкции,
расширении и техническом перевооружении,
эксплуатации и ликвидации
предприятий, сооружений и других объектов должны
выполняться требования
экологической безопасности, предусматриваться
мероприятия по охране
природы.
Предприятия, организации, учреждения, отдельные
лица обязаны
внедрять безотходные и малоотходные технологии,
сокращать образование
отходов производства и быта, производить их
обезвреживание, переработку,
соблюдать правила их сортировки, складирования,
захоронения и
утилизации.
Решения о развитии и размещении крупных
народнохозяйственных
объектов, деятельность которых может оказать
существенное вредное
экологическое воздействие на окружающую
природную среду, принимаются
Верховным Советом Республики Узбекистан на
основе заключения
государственной экологической экспертизы.
Ввод в эксплуатацию объектов, не отвечающих
экологическим
требованиям, запрещается.
Статья 42. Экологические требования при обращении
с
радиоактивными и химическими веществами
Предприятия, учреждения, организации и отдельные
лица обязаны
соблюдать экологические требования,
установленные нормативы и правила
при производстве, хранении, транспортировке,
применении, обезвреживании
и захоронении радиоактивных и химических
веществ, принимать меры к
предупреждению и ликвидации вредных последствий
их применения,
незамедлительно информировать органы
обеспечения радиационной и
химической безопасности при превышении этих
нормативов.
Разрешения на захоронение радиоактивных отходов
и химических
веществ выдаются Государственным комитетом
Республики Узбекистан по
охране природы по согласованию с местными
органами государственной
власти и органами государственного санитарного
и горного надзора.
(В редакции Закона РУ от 6.05.95 г.) (Старя редакция)
Статья 43. Охрана природы от влияния шума,
вибрации,
электромагнитных полей и иных вредных
физических воздействий
Местные органы государственной власти и
управления, предприятия,
учреждения, организации, отдельные лица обязаны
принимать меры по
предупреждению и устранению вредного
производственного шума, вибрации,
воздействия электромагнитных полей и других
факторов, оказывающих
вредное физическое воздействие.
Статья 44. Охрана природы от неконтролируемого и
вредного биологического воздействия
Предприятия, учреждения, организации,
оказывающие или могущие
оказать вредное биологическое воздействие на
природу, обязаны
осуществлять мероприятия по предупреждению и
ликвидации последствий
такого воздействия.
Получение и использование новых
микроорганизмов, вирусов и форм,
а также их ввоз в Республику Узбекистан
разрешаются только при наличии
положительного заключения государственного
санитарного надзора.
Статья 45. Охрана природы от загрязнения отходами
производства и потребления
Запрещается захоронение вредных отходов, в том
числе
радиоактивных с высоким уровнем радиации, на
территории и вблизи городов
и других населенных пунктов, в регионах с высокой
концентрацией
населения, в курортных, лечебно-оздоровительных
и рекреационных зонах,
а также - в водные объекты и их водоохранные зоны.
Обезвреживание отходов на специальных
установках, захоронение и
складирование отходов на полигонах производятся
с разрешения
государственных органов по охране природы.
Статья 46. Экологическая сертификация
Запрещается использование сырья и материалов,
внедрение
технологических процессов и выпуск готовой
продукции (в том числе
продуктов питания) без экологического или
гигиенического сертификата, а
также с отклонениями от определенных в них
параметров.
Порядок экологической сертификации утверждает
Кабинет Министров
Республики Узбекистан.
XI. Ответственность за нарушение
природоохранного законодательства,
разрешение споров в области охраны природы
Статья 47. Ответственность за нарушение
природоохранного
законодательства
Статья 48. Ограничение, приостановление,
прекращение и
перепрофилирование деятельности объектов,
оказывающих
вредное воздействие на окружающую природную
среду
Статья 49. Обязанность возмещения вреда,
причиненного нарушением
природоохранного законодательства
Статья 50. Экологическая ответственность за
нарушение
природоохранного законодательства
Статья 51. Ответственность должностных лиц и иных
работников,
виновных в причинении вреда вследствие
нарушения
природоохранного законодательства
Статья 52. Исковые требования о прекращении
экологически вредной
деятельности
Статья 53. Международные договоры в области
охраны природы
Статья 47. Ответственность за нарушение
природоохранного
законодательства
Лица, виновные в:
нарушении стандартов, норм, правил и иных
нормативно-технических
требований, предъявляемых к охране природы, в том
числе в нарушениях
установленной экологической емкости территории,
экологических норм,
правил при планировании, строительстве,
реконструкции, эксплуатации или
ликвидации предприятий, сооружений,
транспортных средств и иных
объектов, экспорте, импорте экологически опасной
продукции;
самовольном использовании природных ресурсов,
невыполнении
требований государственной экологической
экспертизы;
отказе от внесения установленной платы за
пользование природными
ресурсами, за выбросы и сбросы загрязняющих
веществ, размещение твердых
отходов, загрязнение окружающей природной среды
и другие виды вредного
воздействия на нее;
невыполнении планов строительства
природоохранных объектов,
других мероприятий по охране природы;
непринятии мер по восстановлению окружающей
природной среды,
ликвидации последствий вредного на нее
воздействия и воспроизводству
природных ресурсов;
невыполнении предписаний органов,
осуществляющих государственный
контроль и надзор за охраной природы;
нарушении правового режима особо охраняемых
территорий и
объектов;
нарушении правил учета вредного воздействия на
окружающую
природную среду;
нарушении природоохранных требований при
хранении,
транспортировке, использовании, обезвреживании
и захоронении отходов
производства и потребления, средств химизации, а
также радиоактивных и
вредных химических веществ;
воспрепятствовании посещению объектов
должностными лицами,
осуществляющими государственный контроль и
надзор в области охраны
окружающей природной среды, а отдельным лицам и
общественным
природоохранным организациям - в реализации их
прав и обязанностей;
отказе от предоставления своевременной и
достоверной информации
о состоянии окружающей природной среды и
использовании ее ресурсов
несут дисциплинарную, административную,
уголовную и иную ответственность
в соответствии с законодательством Республики
Узбекистан.
Статья 48. Ограничение, приостановление,
прекращение и
перепрофилирование деятельности объектов,
оказывающих вредное воздействие на окружающую
природную среду
В случаях оказания вредного воздействия на
здоровье или условия
проживания людей, на природные ресурсы, особо
охраняемые территории или
возникновения угрозы такого воздействия
деятельность предприятий,
организаций, сооружений и иных объектов может
быть ограничена,
приостановлена, а при невозможности устранения
причин вредного
воздействия - прекращена или перепрофилирована.
Решения об ограничении, приостановлении,
прекращении,
перепрофилировании деятельности таких объектов
с одновременным
прекращением их финансирования принимаются
органами государственной
власти и управления, органами по охране природы в
соответствии с их
компетенцией.
Статья 49. Обязанность возмещения вреда,
причиненного
нарушением природоохранного законодательства
Предприятия, учреждения, организации и отдельные
лица,
причинившие вред окружающей природной среде,
обязаны его возместить,
включая упущенную выгоду, в соответствии с
законодательством.
Привлечение виновных в нарушении экологических
требований к
административной или уголовной ответственности
не освобождает их от
обязанности возмещения причиненного вреда
окружающей природной среде.
Статья 50. Экологическая ответственность за
нарушение
природоохранного законодательства
За нерациональное специальное
природопользование,
сверхнормативные и сверхлимитные выбросы и
сбросы загрязняющих веществ
в окружающую природную среду, размещение отходов
производства и
потребления предприятия, учреждения,
организации и отдельные лица
подлежат повышенному налогообложению в
соответствии с законодательством
Республики Узбекистан.
В соответствующих случаях по решению местных
органов
государственной власти и управления, органов
охраны природы может
приостанавливаться финансирование
хозяйственной деятельности юридических
и физических лиц впредь до устранения причин
указанных нарушений.
Статья 51. Ответственность должностных лиц и иных
работников, виновных в причинении вреда
вследствие нарушения природоохранного
законодательства
Должностные лица и другие работники, по вине
которых
предприятие, учреждение, организация понесли
ущерб, связанный с
возмещением вреда, причиненного окружающей
природной среде, здоровью и
имуществу людей и народному хозяйству, несут
материальную
ответственность в соответствии с
законодательством Республики
Узбекистан.
Статья 52. Исковые требования о прекращении
экологически вредной деятельности
Юридические и физические лица вправе обращаться
в суд с исками о
прекращении экологически вредной деятельности,
причиняющей вред
окружающей природной среде, здоровью, имуществу
людей и народному
хозяйству.
Решение суда о прекращении экологически вредной
деятельности
является основанием для прекращения
финансирования указанной
деятельности.
Статья 53. Международные договоры в области
охраны природы
В случаях, когда международным договором,
заключенным Республикой
Узбекистан, установлены иные правила, чем те,
которые содержатся в
настоящем Законе или ином законодательном акте
Республики Узбекистан об
охране природы, применяются правила
международного договора, за
исключением случаев, когда законодательством
Республики Узбекистан
установлены более строгие требования.
Президент
Республики Узбекистан И.Каримов
г. Ташкент
9 декабря 1992 г.
N 754-XII
I. Общие положения (Статьи 1 - 6)
II. Полномочия органов государственной власти и
управления в
области регулирования правоотношений по охране
природы
(Статьи 7 - 11)
III. Права и обязанности жителей Республики
Узбекистан в области
охраны природы (Статьи 12 - 13)
IV. Нормативное регламентирование качества
окружающей природной
среды (Статьи 14 -15)
V. Регулирование использования природных
ресурсов (Статьи 16-23)
VI. Экологическая экспертиза (Статьи 24 - 27)
VII. Экологический контроль (Статьи 28 - 32)
VIII. Экономические меры обеспечения охраны
природы (Статьи 33-37)
IX. Чрезвычайные экологические ситуации (Статьи 38
- 40)
X. Экологические требования к хозяйственной и
иной деятельности
(Статьи 41 - 46)
XI. Ответственность за нарушение
природоохранного
законодательства, разрешение споров в области
охраны природы
(Статьи 47 - 53)
|