| |
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
15 апреля 1999 г. № 766-I
О железнодорожном транспорте
Статья 1. Основные понятия
Статья 2. Законодательство о железнодорожном
транспорте
Статья 3. Собственность на железнодорожном
транспорте
Статья 4. Создание, реорганизация и ликвидация
предприятии
железнодорожного транспорта
Статья 5. Имущество предприятий, учреждений и
организаций
железнодорожного транспорта
Статья 6. Земли железнодорожного транспорта
Статья 7. Охранные зоны железнодорожного
транспорта
Статья 8. Виды железнодорожных сообщений и
специальные перевозки
Статья 9. Ведомственные железнодорожные
подъездные пути
Статья 10. Управление железнодорожным
транспортом
Статья 11. Перевозка грузов
Статья 12. Перевозки пассажиров, багажа и
грузобагажа
Статья 13. Тарифы на перевозки грузов,пассажиров,
багажа и
грузобагажа по железной дороге
Статья 14. Финансовая и хозяйственная
деятельность
железнодорожного транспорта
Статья 15. Отношения предприятий
железнодорожного транспорта с
юридическими и физическими лицами, являющимися
собственниками объектов железнодорожного
транспорта
Статья 16. Трудовые отношения работников
железнодорожного
транспорта
Статья 17. Гарантии, компенсации в связи с
разъездным характером
работ и льготы работникам железнодорожного
транспорта
Статья 18. Дисциплина на железнодорожном
транспорте
Статья 19. Учетно-отчетное время на
железнодорожном транспорте
Статья 20. Обеспечение безопасности движения,
эксплуатация
железнодорожных транспортных и иных технических
средств
Статья 21. Основные требования к безопасности
движения на
железнодорожном транспорте
Статья 22. Охрана грузов и объектов на
железнодорожном транспорте
Статья 23. Работа железнодорожного транспорта в
чрезвычайных
обстоятельствах
Статья 24. Мобилизационная подготовка и
гражданская защита
на железнодорожном транспорте
Статья 25. Страхование пассажиров, отдельных
категорий работников
железнодорожного транспорта, грузов, багажа
и грузобагажа
Статья 26. Ответственность предприятий
железнодорожного транспорта
Статья 27. Ответственность грузоотправителей и
грузополучателей,
пассажиров, других юридических и физических лиц
перед предприятиями железнодорожного
транспорта
Статья 28. Рассмотрение претензий и исков
Постановление Олий Мажлиса Республики
Узбекистан от 15.04.1999 г.
"О введении в действие Закона Республики
Узбекистан
"О железнодорожном транспорте"
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Законе применяются следующие
основные понятия:
железнодорожный транспорт (железная дорога) -
один из видов
транспорта общего пользования, представляющий
собой единый
производственно-технологический комплекс с
входящими в него
предприятиями, учреждениями и организациями
производственного и
социального назначения, обеспечивающий во
взаимодействии с железными
дорогами других государств и другими видами
транспорта потребности в
перевозках;
предприятие железнодорожного
транспорто-структурное
подразделение основной деятельности железной
дороги, непосредственно
обеспечивающее перевозочный процесс;
учреждение железнодорожного транспорта -
структурное
подразделение железной дороги, занятое в сфере
подготовки кадров,
социально-бытового и культурного обслуживания
работников
железнодорожного транспорта;
организация железнодорожного транспорта -
структурное
подразделение железной дороги, осуществляющее
подсобно-вспомогательную
деятельность и не принимающее непосредственного
участия в перевозочном
процессе;
Устав железной дороги - нормативный акт,
определяющий, в
соответствии с законодательством, права,
обязанности и ответственность
железной дороги, юридических и физических лиц (в
том числе
экспедиторских и иных организаций, действующих
от их имени),
пользующихся услугами железнодорожного
транспорта;
рынок транспортных услуг - сфера осуществления
перевозок
грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа,
технического обслуживания и
ремонта транспортных средств,
подсобно-вспомогательных и других видов
работ (услуг), связанных с перевозками на
железнодорожном транспорте;
перевозочный процесс - совокупность
организационно и
технологически взаимосвязанных действий и
операций, выполняемых
предприятиями железнодорожного транспорта при
подготовке, осуществлении
и завершении перевозок грузов, пассажиров,
багажа и грузобагажа;
железнодорожные пути общего пользования -
железнодорожные
линии, вдоль которых расположены
железнодорожные станции, открытые для
выполнения соответствующих операций по приему и
отправлению поездов,
приему и выдаче грузов, багажа и грузобагажа и
обслуживанию пассажиров,
производству маневровой работы;
груз - объект железнодорожной перевозки,
принятый предприятием
железнодорожного транспорта в установленном
порядке к перевозке, за
своевременность доставки и сохранность которого
железная дорога несет
ответственность;
пассажир - гражданин (физическое лицо), имеющий
проездные
документы и совершающий поездку в поезде;
багаж - вещи, товары и иные материальные ценности,
переносимые
пассажиром и находящиеся с ним в пути следования
в пассажирском вагоне;
грузобагаж - объект железнодорожной перевозки,
перевозимый в
пассажирских и почтово-багажных поездах;
грузоотправитель (отправитель) - юридическое или
физическое
лицо, выступающее от своего имени либо от имени
собственника груза или
грузобагажа и указанное в перевозочных
документах;
грузополучатель (получатель) - юридическое или
физическое лицо,
управомоченное на получение груза или
грузобагажа;
опасные грузы - вещества, материалы, изделия,
отходы
производственной и иной деятельности, которые в
силу присущих им
свойств и особенностей при наличии определенных
факторов могут в
процессе транспортировки, при производстве
погрузочно-разгрузочных
работ и хранении послужить причиной взрыва,
пожара или повреждения
перевозимых грузов, технических средств,
устройств, зданий и
сооружений, других объектов, а также причинения
вреда жизни или
здоровью людей, гибели животных, вреда
окружающей природной среде;
полоса отвода - земли железнодорожного
транспорта, занимаемые
земляным полотном, искусственными сооружениями,
линейно-путевыми
зданиями, устройствами железнодорожной связи и
электроснабжения,
железнодорожными станциями, другими зданиями,
сооружениями и путевыми
устройствами, а также защитными
лесонасаждениями;
охранные зоны - земельные участки, необходимые
для обеспечения
нормальной эксплуатации железнодорожных путей,
линий электроснабжения
и связи, сохранности, прочности и устойчивости
сооружений, устройств
и других объектов железнодорожного транспорта, а
также земли с
подвижной почвой, прилегающие к землям
железнодорожного транспорта.
Статья 2. Законодательство о железнодорожном
транспорте
Законодательство о железнодорожной транспорте
состоит из
настоящего Закона и иных актов законодательства.
Отношения между предприятиями железнодорожного
транспорта и
грузоотправителями, грузополучателями,
пассажирами, другими
юридическими и физическими лицами при
пользовании услугами
железнодорожного транспорта определяются также
Уставом железной дороги,
утверждаемым Кабинетом Министров Республики
Узбекистан.
Порядок организации перевозок грузов,
пассажиров, багажа и
грузобагажа на железнодорожном транспорте
определяется правилами
перевозок грузов, пассажиров, багажа и
грузобагажа, а также другими
нормативными актами, утверждаемыми органом
государственного управления
железнодорожным транспортом.
Если международным договором Республики
Узбекистан установлены
иные правила, чем те, которые предусмотрены
законодательством
Республики Узбекистан о железнодорожном
транспорте, то применяются
правила международного договора.
Статья 3. Собственность на железнодорожном
транспорте
Предприятия железнодорожного транспорта,
железнодорожные пути
общего пользования и другое имущество
железнодорожного транспорта,
непосредственно обеспечивающие бесперебойный
перевозочный процесс,
безопасность движения и проведение
аварийно-восстановительных работ,
находятся исключительно в государственной
собственности.
Имущество железнодорожного транспорта,
непосредственно не
участвующее в перевозочном процессе, может быть
приватизировано в
установленном законодательством порядке.
Статья 4. Создание, реорганизация и ликвидация
предприятии железнодорожного транспорта
Создание, реорганизация и ликвидация
предприятий
железнодорожного транспорта, связанных с
обеспечением перевозочного
процесса, осуществляются органом
государственного управления
железнодорожным транспортом в соответствии с
законодательством.
Статья 5. Имущество предприятий, учреждений и
организаций железнодорожного транспорта
Имущество предприятий, учреждений и организаций
железнодорожного транспорта составляют
основные и оборотные средства, а
также иные материальные ценности, стоимость
которых отражается в их
самостоятельном балансе.
Право пользования, владения и распоряжения
имуществом
предприятий, учреждений и организаций
железнодорожного транспорта
осуществляется в соответствии с
законодательством.
Продажа принадлежащего предприятиям
железнодорожного транспорта
на праве хозяйственного ведения недвижимого
имущества осуществляется
органом государственного управления
железнодорожным транспортом в
порядке, установленном законодательством.
Передача этого имущества в
аренду или владение иным способом без изменения
права государственной
собственности на это имущество осуществляются
предприятиями
железнодорожного транспорта по согласованию с
органом государственного
управления железнодорожным транспортом.
Продажа, обмен, сдача в аренду, предоставление во
временное
пользование, списание с баланса подвижного
состава и контейнеров,
находящихся в государственной собственности,
производимые без изменения
права собственности на это имущество,
осуществляются органом
государственного управления железнодорожным
транспортом или по его
поручению соответствующими предприятиями
железнодорожного транспорта
в порядке, установленном законодательством.
Продажа подвижного состава и контейнеров
юридическим и
физическим лицам, а так же использование
предприятиями железнодорожного
транспорта полученных от продажи этого
имущества средств на
приобретение подвижного состава, контейнеров и
развитие
производственных мощностей осуществляются в
порядке, установленном
Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Статья 6. Земли железнодорожного транспорта
К землям железнодорожного транспорта относятся
земли,
предоставленные государством в постоянное
пользование предприятиям,
учреждениям и организациям железнодорожного
транспорта для
осуществления возложенных на них задач по
эксплуатации, содержанию,
строительству, реконструкции, ремонту,
усовершенствованию и развитию
сооружении, устройств и других объектов
железнодорожного транспорта.
Земли для обеспечения деятельности
железнодорожного транспорта
предоставляются в порядке, определяемом
законодательством.
Порядок использования земель железнодорожного
транспорта в
пределах полосы отвода определяется органом
государственного управления
железнодорожным транспортом в соответствии с
законодательством.
Статья 7. Охранные зоны железнодорожного
транспорта
В целях обеспечения безопасности населения, а
также нормальной
эксплуатации железнодорожных путей и других
объектов железнодорожного
транспорта, расположенных на землях,
подверженных оползням, обвалам,
размывам, селям и другим опасным воздействиям,
устанавливаются охранные
зоны.
Порядок установления охранных зон, их размеры,
режим
использования земель, отведенных для этих целей,
устанавливаются
Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Статья 8. Виды железнодорожных сообщений и
специальные перевозки
Железнодорожные сообщения подразделяются на
следующие виды:
внутренние сообщения - перевозки грузов,
пассажиров, багажа и
грузобагажа в пределах Республики Узбекистан;
международные сообщения - перевозки грузов,
пассажиров, багажа
и грузобагажа между Республикой Узбекистан и
другими государствами;
прямые смешанные сообщения - перевозки грузов по
единому
транспортному документу различными видами
транспорта. Прямые смешанные
сообщения могут быть как внутренними, так и
международными.
К специальным перевозкам относятся перевозки,
обеспечивающие
транспортировку специальных видов грузов для
удовлетворения особо
важных государственных, в том числе оборонных,
нужд.
Статья 9. Ведомственные железнодорожные
подъездные пути
К ведомственным железнодорожным подъездным
путям относятся
железнодорожные пути, находящиеся в
собственности хозяйствующих
субъектов и соединяющиеся с железнодорожными
путями общего пользования.
Условия функционирования ведомственных
железнодорожных
подъездных путей определяются
законодательством. Отношения между
собственниками ведомственных железнодорожных
подъездных путей и
предприятиями железнодорожного транспорта
определяются договором.
Статья 10. Управление железнодорожным
транспортом
Управление железнодорожным транспортом
осуществляется
централизованно и относится к компетенции
органа государственного
управления железнодорожным транспортом.
Орган государственного управления
железнодорожным транспортом:
осуществляет единую государственную политику в
области
организации и выполнения железнодорожных
перевозок;
принимает нормативные акты по вопросам
деятельности
железнодорожного транспорта и условиям
перевозок;
содействует формированию и развитию рынка
транспортных услуг;
- осуществляет контроль за развитием и
эксплуатацией
железнодорожного транспорта, включая
ведомственные железнодорожные
подъездные пути;
проводит тарифную политику в области
железнодорожных перевозок;
осуществляет международное сотрудничество в
области
железнодорожного транспорта;
осуществляет иные полномочия в соответствии с
законодательством.
Никто не вправе вмешиваться в деятельность
железнодорожного
транспорта, связанную с перевозочным процессом,
Решения органа государственного управления
железнодорожным
транспортом, принятые в пределах его полномочий,
являются обязательными
для всех юридических и физических лиц, а также
органов государственной
власти на местах.
Статья 11. Перевозка грузов
Предприятия железнодорожного транспорта
обязаны осуществить
перевозку груза по назначению в установленные
сроки, если отправитель
соблюдает требования, предъявляемые к перевозке
грузов, и перевозке не
препятствуют обстоятельства, которые не могут
быть предотвращены или
устранены железной дорогой.
Грузоотправители и предприятия
железнодорожного транспорта при
осуществлении систематических перевозок грузов
могут заключать
долгосрочные договора об организации перевозок
и транспортной
экспедиции.
Перевозка грузов на железнодорожном транспорте
осуществляется в
соответствии с заявками грузоотправителей.
Формы заявок на перевозки
грузов, порядок их подачи, исполнения и учета, а
также перечень
перевозимых железнодорожным транспортом грузов
устанавливаются органом
государственного управления железнодорожным
транспортом. Грузы должны
быть подготовлены отправителем к перевозке,
которая бы обеспечивала
безопасность движения и сохранность грузов.
Статья 12. Перевозки пассажиров, багажа и
грузобагажа
Предприятия железнодорожного транспорта
обязаны обеспечить
своевременность перевозок пассажиров и доставки
багажа, грузобагажа,
безопасность, необходимые удобства и условия
обслуживания пассажиров на
вокзалах и в поездах, сохранность багажа и
грузобагажа.
Пассажиры должны быть обеспечены своевременной
и достоверной
информацией о времени отправления и прибытия
поездов, стоимости
проезда, перевозки багажа, грузобагажа, о времени
работы
железнодорожных билетных касс, камер хранения,
расположенных в
вокзальных помещениях, об оказываемых
пассажирам услугах, а также
другой необходимой информацией о работе
предприятия организации
железнодорожного транспорта.
Порядок продажи проездных билетов на
железнодорожном транспорте
определяется Уставом железной дороги и
Правилами перевозок пассажиров,
багажа и грузобагаж,
Проездные билеты на железнодорожном транспорте
продаются
пассажирам за полную стоимость, за исключением
граждан, для которых
законодательством установлен льготный проезд.
Компенсация льготного
проезда осуществляется в порядке, определяемом
законодательством.
Пассажир имеет право в поезде провозить с собой
бесплатно
одного ребенка в возрасте до пяти лет без
предоставления отдельного
места. При следовании с пассажиром более одного
ребенка в возрасте до
пяти лет один из них перевозится бесплатно, а
остальные - с
50-процентной скидкой от полной стоимости билета
с предоставлением
отдельного места. Детям в возрасте от пяти до
десяти, также
предоставляется 50-процентная скидка от полной
стоимости билета с
предоставлением отдельного места. Реализация
указанных льгот по
перевозке детей осуществляется за счет средств
предприятий
железнодорожного транспорта.
Пассажирам гарантируется свободное хождение на
вокзалах, других
местах ожидания поездов и прохождение на перроны
с багажом и
грузобагажам для посадки, высадки. Лица,
провожающие и встречающие
пассажиров, также имеют право свободного
нахождения на вокзале и
прохождения на перрон
Статья 13. Тарифы на перевозки грузов,
пассажиров, багажа и грузобагажа
по железной дороге
Тарифы на перевозки грузов, пассажир багажа и
грузобагажа на
железнодорожном транспорте устанавливаются с
учетом интересов
грузоотправителей и пассажиров органом
государственного управления
железнодорожным транспортом в порядке,
определяемом Кабинетом Министров
Республики Узбекистан.
Тарифы на перевозки в международном сообщении
устанавливаются в
соответствии с международными договорами
Республики Узбекистан.
Дополнительные работы и услуги, связанные с
перевозкой грузов,
пассажиров, багажа и грузобагажа, оплачиваются
на договорной основе.
Статья 14. Финансовая и хозяйственная
деятельность
железнодорожного транспорта
Финансирование деятельности железнодорожного
транспорта
осуществляется из доходов собственной
хозяйственной деятельности и
средств государственного бюджета в части
возмещения расходов по
льготным перевозкам.
Порядок распределения доходов железнодорожного
транспорта,
получаемых от всех видов перевозок,
устанавливается органом
государственного управления железнодорожным
транспортом, с учетом
конкретного вклада каждого предприятия
железнодорожного транспорта в
перевозочный процесс.
Строительство и реконструкция железнодорожных
линий, объектов
мобилизационного назначения, в том числе
промышленных предприятий,
объектов электрификации и связи а также
приобретение железнодорожного
подвижного состава и крупных механизмов
социального назначения
осуществляются в порядке, установленном
законодательством.
Строительство железнодорожных подъездных путей,
остановочных
пунктов, грузовых дворов, других объектов может
осуществляться по
инициативе и за счет средств заинтересованных
юридических и физических
лиц в установленном порядке.
Строительство и реконструкция железнодорожных
линий, вокзалов,
пешеходных мостов и тоннелей, пассажирских
платформ и других объектов
железнодорожного транспорта по обслуживанию
населения, приобретения
подвижного состава для пригородного сообщения
осуществляются за счет
средств железной дороги, а также могут
осуществляться за счет средств
местного бюджета, заинтересованных юридических
и физических лиц.
Для решения задач развития железнодорожного
транспорта органом
государственного управления железнодорожным
транспортом могут
создаваться централизованные страховые и
резервные фонды.
Расчеты отправителей и получателей грузов и
грузобагажа с
предприятиями железнодорожного транспорта за
перевозки, грузовые
операции, транспортно-экспедиторские услуги и
пользование подвижным
составом, а также уплата штрафов и пени за
неисполнение договорных
обязательств и ущерб, нанесенный железной
дороге, осуществляются в
порядке, определяемом законодательством.
Предприятия железнодорожного транспорта имеют
право удерживать
переданные им для перевозки грузы в обеспечение
причитающейся провозной
платы и других платежей по перевозке в порядке,
определяемом
законодательством.
Финансирование пригородных пассажирских
перевозок может
осуществляться органами государственной власти
на местах за счет
средств местного бюджета или заинтересованными
юридическими или
физически лицами.
Статья 15. Отношения предприятий
железнодорожного
транспорта с юридическими и физическими
лицами, являющимися собственниками объектов
железнодорожного транспорта
Отношения предприятий жёлезнодорожного
транспорта с
юридическими и физическими лицами, являющимися
собственники
железнодорожных подъездных путей с выходом на
железнодорожные пути
общего пользования и других объектов
железнодорожного транспорта, а
также порядок и условия эксплуатации
железнодорожных подъездных путей и
обращения принадлежащего им подвижного состава
на железнодорожных путях
общего пользования определяются настоящим
Законом, иными актами
законодательства, а также договорами.
Юридические и физические лица, являющиеся
собственниками
объектов железнодорожного транспорта,
сооружающие новые железнодорожные
линии с выходом на железнодорожные пути общего
пользования, а также же
проектирующие и производящие подвижной состав,
осуществляют
проектирование и строительство указанных линий
и подвижного состава по
согласованию с органом государственного
управления железнодорожным
транспортом.
Статья 16. Трудовые отношения работников
железнодорожного транспорта
Трудовые отношения работников железнодорожного
транспорта
регулируются законодательством о труде.
Особенности режима рабочего времени, режима
отдыха и других
условий труда отдельных категорий работников
железнодорожного
транспорта, работа которых непосредственно
связана с движением поездов,
устанавливаются в порядке, определяемом
Кабинетом Министров Республики
Узбекистан.
Предприятия железнодорожного транспорта
организуют проведение
предварительных и периодических медицинских
осмотров работников,
связанных с движением поездов и занятых на
работах с неблагоприятными
условиями труда. Перечень таких должностей и
работ, а также порядок
проведения медицинских осмотров
устанавливаются Министерством
здравоохранения Республики Узбекистан.
Статья 17. Гарантии, компенсации в связи с
разъездным характером работ и льготы
работникам железнодорожного транспорта
Гарантии и компенсации, предоставляемые
работникам
железнодорожного транспорта с разъездным
характером труда
устанавливаются законодательством.
Работники подразделений военизированной охраны
железнодорожного
транспорта при исполнении служебных
обязанностей имеют гарантии
правовой и социальной защиты, предусмотренные
законодательством.
Работники железнодорожного транспорта
пользуются правом на
ежегодный бесплатный проезд на железнодорожном
транспорте в порядке и
на условиях, устанавливаемых коллективными
договорами или отраслевым
коллективным соглашением.
За работниками железнодорожного транспорта,
переведенными на
другую работу вследствие трудового увечья или
профессионального
заболевания либо вышедшими на пенсию по
инвалидности в связи с трудовым
увечьем, профессиональным заболеванием или иным
повреждением здоровья,
возникшим не по вине работника, сохраняются
право на ежегодный
бесплатный проезд на железнодорожном транспорте
и иные льготы,
установленные законодательством.
Льготы, установленные частями третьей и
четвертой настоящей
статьи, обеспечиваются за счет средств
предприятий железнодорожного
транспорта.
Статья 18. Дисциплина на железнодорожном
транспорте
Дисциплина работников железнодорожного
транспорта регулируется
положением о дисциплине работников
железнодорожного транспорта,
утверждаемым Кабинетом Министров Республики
Узбекистан.
Прекращение работы на предприятиях
железнодорожного транспорта,
как средство разрешения коллективных трудовых
споров, не допускается.
Статья 19. Учетно-отчетное время на
железнодорожном транспорте
В целях обеспечения непрерывного
централизованного управления
перевозочным процессом на предприятиях
железнодорожного транспорта,
непосредственно участвующих в перевозках,
независимо от их
местонахождения устанавливается единое
действующее в стране учетно-
отчетное время ташкентское.
Статья 20. Обеспечение безопасности движения,
эксплуатация железнодорожных
транспортных и иных технических средств
Предприятия железнодорожного транспорта
обеспечивают безопасные
для жизни и здоровья пассажиров условия проезда,
перевозки грузов,
багажа и грузобагажа, безопасность движения
поездов и других
железнодорожных транспортных средств, в том
числе при маневровой
работе, Эксплуатации транспортных и иных
технических средств, связанных
с перевозочным процессом, а также охрану труда
работников
железнодорожного транспорта и окружающей
природной среды.
На железнодорожном транспорте действует
специальное структурное
подразделение, осуществляющее контроль за
обеспечением безопасности
движения поездов, а также
аварийно-восстановительные подразделения,
ликвидирующие последствия аварий на железной
дороге. Положение об этих
подразделениях, а также порядок классификации,
служебного расследования
и учета нарушений безопасности движения
устанавливаются органом
государственного управления железнодорожным
транспортом.
Статья 21. Основные требования к безопасности
движения на
железнодорожном транспорте
Территории железнодорожных станций, вокзалов и
других
подразделений железной дороги, связанных с
перевозочным процессом,
пассажирские платформы и железнодорожные линии,
на которых
осуществляется движение поездов и производятся
маневровые и погрузочно-
разгрузочные работы, являются зонами повышенной
опасности и при
необходимости ограждаются. Правила нахождения
граждан и размещения
объектов в зонах повышенной опасности,
проведения в них работ, проезда
и перехода через железнодорожные пути
устанавливаются органом
государственного управления железнодорожным
транспортом.
Подвижной состав, в том числе
специализированный, и контейнеры,
элементы верхнего строения железнодорожных
путей и другие технические
средства и механизмы, поставляемые
железнодорожному транспорту, а так
же услуги, предоставляемые пассажирам, должны
соответствовать
требованиям безопасности движения, охраны труда
и экологической
безопасности, установленным соответствующими
нормативными актами, и
подлежат обязательной сертификации на
соответствие указанным
требованиям в соответствии с законодательством.
Объекты, на территории которых осуществляются
производство,
хранение, погрузка, транспортировка и разгрузка
опасных грузов, должны
быть удалены от железнодорожных путей общего
пользования и сооружений
на расстояние, обеспечивающее их безопасную
работу. Минимальные
расстояния от указанных объектов до
железнодорожных путей общего
пользования и сооружений в местах пересечения
путей общего пользования
трубопроводами, линиями связи, электропередачи и
другими сооружениями,
а также нормы строительства и содержания таких
объектов в местах
пересечения и сближения с железнодорожными
путями устанавливаются
нормативными актами соответствующих органов
государственного
управления, принимаемыми по согласованию с
органом государственного
управления железнодорожным транспортом.
Ответственность за обеспечение установленных
нормативов при
строительстве и эксплуатации газо-,
нефтепроводов и других сооружений,
пересекающих железнодорожные пути общего
пользования или находящихся в
непосредственной близости от них, а также за
безопасность эксплуатации
указанных сооружений несут их владельцы.
Владельцы указанных сооружений
обязаны своевременно сообщать предприятию
железнодорожного транспорта о
возникновении аварийных ситуаций, угрожающих
безопасности движения.
Владельцы опасных и специальных грузов,
перевозимых по железной
дороге, отправляющие и получающие такие грузы,
должны гарантировать
безопасность их перевозки, погрузки и разгрузки,
иметь средства и
мобильные подразделения, необходимые для
ликвидации аварийных ситуаций
и последствий аварий в случаях их возникновения
при перевозке этих
грузов.
Предприятия железнодорожного транспорта
обязаны обеспечивать
безопасность транспортировки опасных и
специальных грузов и принимать
участие в ликвидации последствий аварий в
случаях их возникновения при
перевозке этих грузов.
Места пересечения железнодорожных путей с
автомобильными
дорогами (железнодорожные переезды)
определяются правилами технической
эксплуатации железной дороги и строительными
нормами и правилами.
Порядок эксплуатации железнодорожных переездов,
их открытия и
закрытия устанавливается органом
государственного управления
железнодорожным транспортом по согласованию с
соответствующими органами
государственного управления.
Лица, виновные в нарушении правил безопасности
движения и
эксплуатации железнодорожных транспортных и
иных технических средств,
связанных с перевозочным процессом, несут
ответственность в
соответствии с законодательством.
Статья 22. Охрана грузов и объектов на
железнодорожном транспорте
Охрана грузов в пути следования и на
железнодорожных станциях,
охрана объектов железнодорожного транспорта, а
также проведение
противопожарной профилактической работы,
пожарный надзор и ликвидация
пожаров на железнодорожном транспорте
осуществляются подразделениями
военизированной охраны железнодорожного
транспорта.
Положение о военизированной охране
железнодорожного транспорта
и перечень грузов, подлежащих охране и
сопровождению, утверждаются
Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Порядок охраны и
сопровождения этих грузов устанавливается
органом государственного
управления железнодорожным транспортом.
Наряды военизированной охраны железнодорожного
транспорта
сопровождают грузы, требующие такого
сопровождения, в пределах
Республики Узбекистан. Порядок и место передачи
сопровождаемых грузов
при пересечении границ Республики Узбекистан
определяются
международными договорами Республики
Узбекистан.
Охрана наиболее важных объектов
железнодорожного транспорта и
специальных грузов осуществляется
подразделениями внутренних войск
Министерства внутренних дел Республики
Узбекистан и иными
уполномоченными подразделениями органов
государственного управления.
Перечни таких объектов и грузов устанавливаются
Кабинетом Министров
Республики Узбекистан.
Охрана и сопровождение отдельных видов грузов, в
том числе
ценных, скоропортящихся и других, могут
осуществляться проводниками
отправителя или получателя на всем пути
следования. Порядок охраны и
сопровождения таких грузов устанавливается
грузоотправителями
(грузополучателями) по согласованию с органом
государственного
управления железнодорожным транспортом.
При необходимости, орган государственного
управления
железнодорожным транспортом вправе потребовать
от грузоотправителей
(грузополучателей) принятия дополнительных мер,
снижающих риск
возникновения аварийных ситуаций и иных
чрезвычайных обстоятельств,
а также возможных убытков при перевозке их
грузов.
Статья 23. Работа железнодорожного транспорта
в чрезвычайных обстоятельствах
Предприятия железнодорожного транспорта
принимают
незамедлительные меры по устранению последствий
крушений, аварий,
стихийных бедствий (заносы, наводнения, пожары и
другие чрезвычайные
обстоятельства), вызвавших нарушение работы
железнодорожного
транспорта. Для осуществления таких мер они
должны иметь запас
материальных и технических средств, перечень
которых определяется
органом государственного управления
железнодорожным транспортом.
Органы государственной власти и управления
оказывают
предприятиям железнодорожного транспорта
помощь в ликвидации
последствий крушений, аварий, стихийных бедствий
и других чрезвычайных
обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью
людей, окружающей природной
среде, безопасности движения и сохранности
грузов.
Если в результате действия непреодолимой силы,
военных
действий, блокады, эпидемий и других
чрезвычайных обстоятельств
возникли препятствия к дальнейшей перевозке
груза, багажа и
грузобагажа, лишающие предприятия
железнодорожного транспорта
возможности доставить их в пункт назначения или
выдать надлежащему
получателю, а равно если по указанным причинам
истекли предельные сроки
хранения груза, багажа и грузобагажа, указанные
предприятия в порядке,
установленном законодательством, по поручению
отправителя или
получателя груза, багажа и грузобагажа, а также в
случаях неполучения в
установленный срок указанного поручения вправе
их передать
(реализовать) или при невозможности передать
(реализовать) груз, багаж
и грузобагаж - возвратить их отправителю. При
этом сумма, полученная
предприятием железнодорожного транспорта за
переданные (реализованные)
грузы, багаж и грузобагаж, за вычетом сумм,
причитающихся этому
предприятию, перечисляется получателю,
указанному в перевозочных
документах, в случае оплаты им стоимости, и -
отправителю во всех
остальных случаях.
Сумма, полученная предприятием железнодорожного
транспорта за
реализацию груза, багажа и грузобагажа, на
который отсутствуют
документы, перечисляется в доход органа
государственного управления
железнодорожным транспортом и используются на
возмещение средств,
выплаченных предприятием железнодорожного
транспорта за не прибывший
по назначению груз, багаж и грузобагаж.
В случае невостребования получателем
(отправителем) указанной
суммы, средства по истечению сроков исковой
давности подлежат
перечислению в государственный бюджет.
Статья 24. Мобилизационная подготовка и
гражданская защита на железнодорожном
транспорте
Руководство мобилизационной подготовкой и
гражданской защитой
на железнодорожном транспорте осуществляется
органом государственного
управления железнодорожным транспортом.
Финансирование мероприятий по мобилизационной
подготовке и
гражданской защите на железнодорожном
транспорте осуществляется в
порядке, установленном Кабинетом Министров
Республики Узбекистан.
Статья 25. Страхование пассажиров, отдельных
категорий работников железнодорожного
транспорта, грузов, багажа и грузобагажа
Пассажиры железнодорожного транспорта (за
исключением
пассажиров, следующих в пригородном сообщении)
на период следования
поездом, работники железнодорожного транспорта
с разъездным характером
труда, а также работники, выполняющие свои
должностные обязанности в
опасных для жизни условиях, и работники
подразделений военизированной
охраны на период исполнения ими служебных
обязанностей подлежат
обязательному личному страхованию.
Порядок и условия обязательного личного
страхования пассажиров
и отдельных категорий работников
железнодорожного транспорта
определяются законодательством.
На железнодорожном транспорте наряду с
обязательным личным
страхованием в соответствии с законодательством
может проводиться
добровольное личное страхование пассажиров, а
также добровольное
страхование грузов, багажа и грузобагажа.
Статья 26. Ответственность предприятий
железнодорожного транспорта
Предприятия железнодорожного транспорта не
вправе отказать в
перевозке пассажиру и отправителю груза,
оплатившим и правильно
оформившим проездные документы на проезд и
перевозку груза, багажа и
грузобагажа, если иное не предусмотрено
законодательством.
Предприятия железнодорожного транспорта,
осуществляющие
перевозочный процесс, в порядке, установленном
законодательством, несут
ответственность за вред, причиненный жизни и
здоровью пассажира или
другого лица, пользующегося услугами
железнодорожного транспорта, а
равно лица, пострадавшего в результате
деятельности железнодорожного
транспорта.
Предприятия железнодорожного транспорта при
перевозке грузов
несут ответственность в виде уплаты штрафов за
невыполнение принятых
заявок на перевозку грузов, неподачу и задержку
уборки вагонов с
подъездных путей, самовольное занятие,
повреждение или утрату вагонов
и контейнеров, принадлежащих отправителям и
получателям грузов или
арендованных ими в размерах, установленных
Уставом железной дороги.
Предприятия железнодорожного транспорта наряду
с имущественной
ответственностью за нарушение сроков доставки
груза при перевозке несут
также имущественную ответственность за
необеспечение сохранности
перевозимого груза в порядке и размерах,
определяемых законодательством.
Предприятия железнодорожного транспорта за
неисполнение или
ненадлежащее исполнение обязательств по
перевозке пассажиров, багажа
и грузобагажа несут ответственность в порядке и
размерах, определяемых
законодательством.
Предприятия железнодорожного транспорта в
соответствии с
законодательством несут ответственность за
вред, причиненный окружающей
природной среде, и за ненадлежащее содержание и
использование земель
железнодорожного транспорта.
Статья 27. Ответственность грузоотправителей
и грузополучателей, пассажиров,
других юридических и физических лиц
перед предприятиями железнодорожного
транспорта
Грузоотправители и грузополучатели несут
ответственность в виде
уплаты штрафов в размерах, установленных
законодательством, за:
несвоевременную оплату перевозок;
непредъявление грузов, неиспользование поданных
для перевозки
грузов вагонов, контейнеров или отказ от
предусмотренных заявкой
вагонов, контейнеров;
использование без разрешения вагонов и
контейнеров,
принадлежащих железной дороге;
задержку (простой) вагонов и контейнеров под
погрузкой,
разгрузкой или перегрузкой свыше установленных
технологических норм, а
также в ожидании их подачи под погрузку,
разгрузку, перегрузку или по
иным причинам, зависящим от отправителя;
нарушение установленных таможенными,
пограничными или иными
государственными органами требований по
поставке продукции на экспорт,
повлекшее задержку вагонов и контейнеров;
перегруз вагонов, контейнеров сверх,
грузоподъемности;
неочистку вагонов и контейнеров после выгрузки;
повреждение или утрату предоставленных железной
дорогой вагонов
или контейнеров, съемных перевозочных
приспособлений и средств
пакетирования;
предъявление груза, запрещенного к перевозке,
или груза,
требующего при перевозке особых мер
предосторожности, с неправильным
указанием наименования или свойств груза.
Пассажиры, другие юридические и физические лица
за нарушение
правил пользования средствами железнодорожного
транспорта, безопасности
движения, пожарной безопасности,
санитарно-гигиенических и санитарно-
противоэпидемическмх правил на железнодорожном
транспорте, повреждение
устройств, транспортных средств и их внутреннего
оборудования несут
ответственность в соответствии с
законодательством.
Ущерб, причиненный железнодорожному транспорту
в результате
умышленного блокирования его коммуникаций и
иных незаконных действий,
посягающих на его беспрепятственную и
безопасную работу, возмещается
предприятиям железнодорожного транспорта
виновными юридическими и
физическими лицами в порядке, установленном
законодательством.
Статья 28. Рассмотрение претензий и исков
При нарушении обязательств по перевозке грузов,
пассажиров,
багажа и грузобагажа грузоотправители и
грузополучатели, пассажиры
вправе предъявить соответствующим предприятиям
железнодорожного
транспорта претензии и иски в порядке и сроки,
установленные
законодательством.
Особенности рассмотрения претензий и исков по
перевозкам на
железнодорожном транспорте устанавливаются
Уставом железной дороги.
Президент
Республики Узбекистан И. Каримов
Статья 1. Основные понятия
Статья 2. Законодательство о железнодорожном
транспорте
Статья 3. Собственность на железнодорожном
транспорте
Статья 4. Создание, реорганизация и ликвидация
предприятии
железнодорожного транспорта
Статья 5. Имущество предприятий, учреждений и
организаций
железнодорожного транспорта
Статья 6. Земли железнодорожного транспорта
Статья 7. Охранные зоны железнодорожного
транспорта
Статья 8. Виды железнодорожных сообщений и
специальные перевозки
Статья 9. Ведомственные железнодорожные
подъездные пути
Статья 10. Управление железнодорожным
транспортом
Статья 11. Перевозка грузов
Статья 12. Перевозки пассажиров, багажа и
грузобагажа
Статья 13. Тарифы на перевозки грузов,пассажиров,
багажа и
грузобагажа по железной дороге
Статья 14. Финансовая и хозяйственная
деятельность
железнодорожного транспорта
Статья 15. Отношения предприятий
железнодорожного транспорта с
юридическими и физическими лицами, являющимися
собственниками объектов железнодорожного
транспорта
Статья 16. Трудовые отношения работников
железнодорожного
транспорта
Статья 17. Гарантии, компенсации в связи с
разъездным характером
работ и льготы работникам железнодорожного
транспорта
Статья 18. Дисциплина на железнодорожном
транспорте
Статья 19. Учетно-отчетное время на
железнодорожном транспорте
Статья 20. Обеспечение безопасности движения,
эксплуатация
железнодорожных транспортных и иных технических
средств
Статья 21. Основные требования к безопасности
движения на
железнодорожном транспорте
Статья 22. Охрана грузов и объектов на
железнодорожном транспорте
Статья 23. Работа железнодорожного транспорта в
чрезвычайных
обстоятельствах
Статья 24. Мобилизационная подготовка и
гражданская защита
на железнодорожном транспорте
Статья 25. Страхование пассажиров, отдельных
категорий работников
железнодорожного транспорта, грузов, багажа
и грузобагажа
Статья 26. Ответственность предприятий
железнодорожного транспорта
Статья 27. Ответственность грузоотправителей и
грузополучателей,
пассажиров, других юридических и физических лиц
перед предприятиями железнодорожного
транспорта
Статья 28. Рассмотрение претензий и исков
Постановление Олий Мажлиса Республики
Узбекистан от 15.04.1999 г.
"О введении в действие Закона Республики
Узбекистан
|