О свободнных экономических зонах 

В начало     Меню    Конституция   Кодексы    Законы   Указы    Постановления

  О биржах и биржевой деятельности ] О внешних заимствованиях ] [ О свободнных экономических зонах ] О банках и банковской деятельности ] О деятельности депозитариев на рынке ценных бумаг ] О центральнном банке ] О ценных бумагах и фондовой бирже ] О валютном регулировании ]

 

 

ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

25 апреля 1996 г.

О свободных экономических зонах

I. Общие положения (Статьи 1 - 10)
II. Правовой режим свободных экономических зон (Статьи 11 - 19)
III. Управление свободной экономической зоной (Статьи 20 - 27)

I. Общие положения

Статья 1. Понятие свободной экономической зоны
Статья 2. Законодательство о свободных экономических зонах
Статья 3. Создание свободной экономической зоны
Статья 4. Прекращение статуса свободной экономической зоны
Статья 5. Виды свободных экономических зон
Статья 6. Зоны свободной торговли
Статья 7. Свободные производственные зоны
Статья 8. Свободные научно-технические зоны
Статья 9. Гарантии прав и интересов граждан и юридических лиц
Статья 10. Программа развития свободной экономической зоны

Статья 1. Понятие свободной экономической зоны

Свободная экономическая зона - специально выделенная территория
с четко определенными административными границами и особым правовым
режимом, создаваемая в целях привлечения отечественного и иностранного
капитала, прогрессивной технологии и управленческого опыта для
ускоренного социально-экономического развития зоны.
На территории свободной экономической зоны допускаются любые
виды хозяйственной, финансовой и иной деятельности юридических лиц и
граждан (физических лиц), за исключением видов деятельности, запрещенных
законодательством Республики Узбекистан.

Статья 2. Законодательство о свободных экономических зонах

Отношения, связанные с созданием и деятельностью свободных
экономических зон, определяются настоящим Законом, Положениями о
свободных экономических зонах и другими законодательными актами.
Если международными договорами и соглашениями Республики
Узбекистан установлены иные положения, чем предусмотренные
законодательством Республики Узбекистан, то применяются положения
международного договора или соглашения.

Статья 3. Создание свободной экономической зоны

Свободная экономическая зона создается решением Олий Мажлиса по
представлению Кабинета Министров.
Статус и границы свободной экономической зоны, а также срок, на
который она создается, определяются Положением по каждой свободной
экономической зоне (в дальнейшем Положением), утверждаемым Олий
Мажлисом.
Продление срока деятельности свободной экономической зоны
осуществляется решением Олий Мажлиса по представлению Кабинета
Министров, вносимом не менее, чем за три года до истечения
установленного срока.

Статья 4. Прекращение статуса свободной экономической зоны

Статус свободной экономической зоны прекращается:
по истечению срока, установленного Положением;
при невыполнении задач и целей, предусмотренных Положением.
Решение о прекращении статуса свободной экономической зоны
принимается Олий Мажлисом по представлению Кабинета Министров, вносимом
не менее, чем за три года до истечения установленного срока.

Статья 5. Виды свободных экономических зон

Свободные экономические зоны могут создаваться в виде:
зон свободной торговли;
свободных производственных зон;
свободных научно-технических и иных зон.

Статья 6. Зоны свободной торговли

Зоны свободной торговли включают в себя консигнационные
склады, свободные таможенные зоны, а также зоны для обработки,
упаковки, сортировки, хранения товаров.
Зоны свободной торговли создаются в приграничных
пунктах, аэропортах, на железнодорожных узлах или иных местах таможенной
территории Республики Узбекистан.

Статья 7. Свободные производственные зоны

Свободные производственные зоны-территории, на которых вводится
особый режим хозяйственно-финансовой деятельности в целях
стимулирования предпринимательства, привлечения иностранных инвестиций в
приоритетные отрасли экономики, внедрения прогрессивных технологий.
Свободные производственные зоны включают в себя зоны
экспортно-ориентированного производства, агрополисы, предпринимательские
и иные свободные зоны.

Статья 8. Свободные научно-технические зоны

Свободные научно-технические зоны представляют собой
обособленные территории, где сосредоточены научно-производственные и
учебные центры, для которых устанавливается специальный правовой
режим, направленный на развитие научного и производственного потенциала.
Свободные научно-технические зоны организуются в форме
функциональных зон высоких технологий, технопарков, региональных
инновационных центров-технополисов.

Статья 9. Гарантии прав и интересов граждан и юридических
лиц

Республика Узбекистан гарантирует соблюдение прав и законных
интересов граждан (физических лиц) и юридических лиц, действующих на
территории свободной экономической зоны.
В свободных экономических зонах обеспечивается соблюдение всех
гарантий и льгот инвесторам, предусмотренных законодательством
Республики Узбекистан. Положением могут быть предусмотрены
дополнительные гарантии и льготы.
Убытки, а также упущенная выгода и моральный ущерб, причиненный
юридическим лицам и гражданам (физическим лицам) в результате
необоснованного вмешательства в их деятельность государственных и иных
органов либо должностных лиц, подлежат возмещению в судебном порядке.

Статья 10. Программа развития свободной экономической зоны

Развитие свободной экономической зоны осуществляется в
соответствии с программой, утверждаемой Кабинетом Министров.
Программа развития свободной экономической зоны включает в себя
создание производственной и рыночной инфраструктуры, обеспечение особого
правового режима, меры экономического стимулирования деятельности
юридических лиц и граждан (физических лиц).
Финансовое обеспечение программы развития свободной
экономической зоны осуществляется за счет собственных ресурсов зоны и
привлечения средств из частных и иных источников, включая международные
программы, а также за счет средств, выделяемых республиканским и местным
бюджетами на социально-экономическое развитие данной территории.

II. Правовой режим свободных экономических зон

Статья 11. Особенности правового режима
Статья 12. Особый таможенный режим
Статья 13. Особый валютный режим
Статья 14. Налоговые льготы
Статья 15. Трудовые ресурсы
Статья 16. Регулирование трудовых отношений в свободных
экономических зонах
Статья 17. Бюджет свободной экономической зоны
Статья 18. Порядок въезда в свободную экономическую зону, выезда
из экономической зоны и пребывания на ее территории
Статья 19. Страхование

Статья 11. Особенности правового режима

В свободных экономических зонах может быть установлен особый
таможенный, валютный, налоговый режим, а также режим въезда, выезда и
пребывания граждан, трудовых отношений, финансово-кредитной деятельности
и иной режим, направленный на привлечение инвестиций, стимулирование
развития предпринимательства и социально-экономического развития зоны.

Статья 12. Особый таможенный режим

Особый таможенный режим может предусматривать:
отмену или снижение таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров;
отмену или смягчение нетарифных ограничений на экспорт или
импорт;
упрошенный порядок перемещения товаров через таможенную границу
свободной экономической зоны с их обязательным декларированием в
установленном порядке.
Обеспечение особого таможенного режима на территории свободной
экономической зоны осуществляется таможенной службой Республики
Узбекистан.
Особый таможенный режим не распространяется на транзит товаров
через территорию свободной экономической зоны.

Статья 13. Особый валютный режим

Особый валютный режим предусматривает свободное обращение и
конвертацию национальной и иностранных валют.
Порядок функционирования особого валютного режима
устанавливается Центральным банком Республики Узбекистан.

Статья 14. Налоговые льготы

Участники хозяйственной деятельности (юридические и физические
лица) свободных экономических зон пользуются налоговыми
льготами, устанавливаемыми Положением, исходя из равных условий для
отечественных и иностранных инвесторов.

Статья 15. Трудовые ресурсы

Для работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в
свободной экономической зоне привлекаются в приоритетном порядке
местные трудовые ресурсы, а также могут привлекаться лица, проживающие в
других регионах Республики Узбекистан, и иностранные
граждане. Привлечение рабочей силы в свободные экономические зоны
регулируется службой по трудоустройству соответствующей территории.

Статья 16. Регулирование трудовых отношений в свободных
экономических зонах

Трудовые отношения в свободных экономических зонах регулируются
законодательством, коллективными договорами (соглашениями) и
индивидуальными трудовыми договорами (контрактами).
Коллективный и индивидуальный трудовые договоры не могут
ухудшать положения работников этих предприятий, учреждений и организаций
по сравнению с условиями, предусмотренными законодательством, а также
конвенциями Международной организации труда, участниками которых
является Республика Узбекистан.

Статья 17. Бюджет свободной экономической зоны

Свободная экономическая зона имеет самостоятельный бюджет.
На стадии формирования свободной экономической зоны возможно
привлечение средств из республиканского и местного бюджетов в форме
представления кредитов или прямого инвестирования объектов
производственной и социальной инфраструктуры.
Бюджет свободной экономической зоны формируется от поступлений
за сдачу в аренду земли, зданий и сооружений, находящихся в ведении
администрации зоны, от реализации различных услуг и других
поступлений, установленных Положением.

Статья 18. Порядок въезда в свободную экономическую зону,
выезда из экономической зоны и пребывания на ее
территории

В свободной экономической зоне может быть введен упрошенный
режим въезда, выезда и пребывания иностранных граждан и лиц без
гражданства, определяемый Положением.

Статья 19. Страхование

Страхование инвестиций и рисков участников свободной
экономической зоны осуществляется на добровольной основе.
Страховая зашита обеспечивается соответствующими органами
страхования Республики Узбекистан и иностранными страховыми компаниями.

III. Управление свободной экономической зоной

Статья 20. Органы управления свободной экономической зоной
Статья 21. Административный совет свободной экономической зоны
Статья 22. Полномочия Административного совета свободной
экономической зоны
Статья 23. Особенности права государственной собственности в
свободной экономической зоне
Статья 24. Генеральная дирекция свободной экономической зоны
Статья 25. Регистрация предприятий в свободных экономических зонах
Статья 26. Реорганизация и ликвидация предприятий, учреждений и
организаций
Статья 27. Порядок рассмотрения споров

Статья 20. Органы управления свободной экономической зоной

Деятельность свободной экономической зоны координируется
Административным советом зоны.
Органом оперативного управления свободной экономической зоны
является Генеральная дирекция зоны.

Статья 21. Административный совет свободной
экономической зоны

Административный совет свободной экономической зоны образуется
Кабинетом Министров из представителей органов государственной власти на
местах, отраслевых органов управления, инвесторов, в том числе
иностранных, и органов самоуправления граждан.
Административный совет свободной экономической зоны возглавляет
председатель. В случае совпадения границ свободной экономической зоны с
границами административно-территориальной единицы республики
(город, район, район в городе) исполнение функций председателя
Административного совета возлагается на соответствующего хокима.

Статья 22. Полномочия Административного совета
свободной экономической зоны

Административный совет свободной экономической зоны:
осуществляет контроль за соблюдением правового режима свободной
экономической зоны;
разрабатывает программу развития зоны;
устанавливает дополнительные условия для привлечения инвестиций;
рассматривает и утверждает ежегодный бюджет зоны;
осуществляет другие полномочия, предусмотренные
законодательством.
Решения Административного совета свободной экономической
зоны, принятые в рамках его компетенции, являются обязательными для
исполнения участниками хозяйственной деятельности свободной
экономической зоны.

Статья 23. Особенности права государственной собственности
в свободной экономической зоне

Объекты государственной собственности (земля, вода, недра и
другие природные ресурсы, здания, сооружения), расположенные в границах
свободной экономической зоны, могут по решению органов государственной
власти на местах в пределах их компетенции предоставляться
Административному совету зоны на правах оперативного управления или
полного хозяйственного ведения, в порядке установленном
законодательством.
Органы государственной власти на местах обеспечивают контроль
за рациональным использованием и охраной земли и недр, охраной
окружающей среды и других объектов, переданных Административному совету
свободной экономической зоны.
Продажа в частную собственность объектов государственной
собственности, расположенных на территории свободной экономической
зоны, производится в порядке, установленном законодательством.

Статья 24. Генеральная дирекция свободной
экономической зоны

Генеральная дирекция свободной экономической зоны:
обеспечивает действие особого правового режима;
осуществляет на конкурсной основе привлечение иностранного
капитала;
обеспечивает реализацию программы развития зоны;
регистрирует предприятия и организации, занимающиеся
хозяйственной, финансовой и иной деятельностью;
обеспечивает контроль за улучшением экологической обстановки, а
также несет ответственность за сохранность историко-культурных
ценностей;
осуществляет другие полномочия, предусмотренные Положением.
Генеральная дирекция свободной экономической зоны не вправе
вмешиваться в оперативную хозяйственную, финансовую и иную деятельность
предприятий и организаций, за исключением случаев, предусмотренных
Положением.
Генеральная дирекция свободной экономической зоны создается
Административным советом зоны и возглавляется генеральным
директором, назначаемым этим же советом.

Статья 25. Регистрация предприятий в свободных
экономических зонах

Юридические лица и граждане (физические лица), осуществляющие
деятельность на территории свободной экономической зоны, регистрируются
в Генеральной дирекции.
Юридические лица, действующие на территории свободной
экономической зоны на момент ее создания представляют в Генеральную
дирекцию копию свидетельства о регистрации.
Зарегистрированному юридическому лицу Генеральная дирекция
выдает свидетельство о регистрации с последующим информированием об
этом местных органов власти, Министерства юстиции, Министерства внешних
экономических связей и Государственного комитета по прогнозированию и
статистике Республики Узбекистан.
Зарегистрированному физическому лицу Генеральной дирекцией
выдается свидетельство о регистрации.
Генеральная дирекция при нарушении юридическими и физическими
лицами законодательства, вправе принять решение о прекращении
деятельности юридического или физического лица и аннулировать выданное
им свидетельство.
Доход, полученный юридическими и физическими лицами путем
нарушения установленного режима, взимается в соответствии с Положением.

Статья 26. Реорганизация и ликвидация предприятий,
учреждений и организаций

Предприятия, учреждения и организации, действующие в свободной
экономической зоне, могут быть реорганизованы или ликвидированы в
порядке, предусмотренном законодательством.
При реорганизации и ликвидации предприятий, учреждений или
организаций за увольняемым работником сохраняется гарантии,
установленные законодательством.

Статья 27. Порядок рассмотрения споров

Споры между участниками свободной экономической зоны и
государственными органами Республики Узбекистан подлежат рассмотрению в
судах, если иное не предусмотрено международными договорами и
соглашениями Республики Узбекистан.
Споры между участниками свободной экономической зоны или между
участниками зоны и Генеральной дирекцией, а также между участниками
свободной экономической зоны и предприятиями, общественными
объединениями и другими юридическими и физическими лицами по
вопросам, связанным с их деятельностью, могут быть рассмотрены в суде.

Президент
Республики Узбекистан И.Каримов

гор. Ташкент
25 апреля 1996 г.
N _____________

I. Общие положения (Статьи 1 - 10)
II. Правовой режим свободных экономических зон (Статьи 11 - 19)
III. Управление свободной экономической зоной (Статьи 20 - 27)

Используются технологии uCoz